danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Похороны церковной науки

Опубликована (хотя множество тем еще уточняется) программа VI-й Международной научно-богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Москва, 15 - 18 ноября 2010 г. См.: http://www.bogoslov.ru/text/1175721/index.html

Напомню, что эта конференция должна была состояться еще в прошлом году. Высокий уровень предыдущей конференции по Таинствам был определен двумя главными причинами: 1) «заказные» доклады по определенным темам, позволившие рассмотреть комплекс проблем в связной исторической перспективе, 2) покойный патриарх Алексий II выделил финансы для проведения конференции. В результате были приглашены ведущие мировые ученые.

Увы, и сам выбор «политизированной» («общественной») тематики для нынешней конференции («вызовы современной эпохи»), и малое число представителей западной науки заранее определили провал конференции с научной точки зрения. Вот некоторые примеры названий докладов: — Диалектическое соотношение философской и христианской этики — Православная вера и жизнь. Догма и этика в Православии — Православный этос в глобальном мире — Вызовы современной эпохи и их характер — «Да будет воля Твоя»: Христос наш образец и пример — Церковные соборы как контекст жизни во Христе — Личностное бытие и свобода: их укорененность в аскезе — Этическое поле общения — К индоктринации концепции ценностной иерархии в христианскую этику.
Каково? А вот уже и «богословие коммуникаций» (= масс-медиа) развивается: — Разговор с человеком: диалог в электронной коммуникации (Богословие общения). Еще недолго осталось нам ждать, когда в РПЦ будут на манер американских университетов защищаться диссертации по темам вроде «феминистское богословие»...
На этом фоне доклады вроде «Аскетика у такого-то отца» выглядят супернаучными. Но этого мало. Одна из наиболее потрясающих тем звучит так: — Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях. Так вот! За 15-20 минут изложим учение десятков и сотен авторов скопом.

Можем ли мы себе представить подобные темы докладов, скажем, на международной конференции физиков: «Происхождение Вселенной», «Теория поля»? А вот в богословии все возможно! Объясняется это тем, что большинство докладчиков — выпускники нынешних богословских ВУЗов, где напрочь утрачены понятия о науке. Хотите типичный пример? В МДА считается нормой защитить кандидатку по теме «Богословие прп. Максима Исповедника». Уже одно утверждение подобной темы позволяет дисквалифицировать весь Ученый Совет МДА скопом. Это все равно что я в качестве первой курсовой в МГУ (на 2-м курсе) взял бы тему «Драматургия Софокла» вместо «Лексика для обозначения “судьбы” в драмах Софокла», а еще лучше: «Такое-то слово в такой-то драме Софокла». Конечно, я не сторонник абсолютизации этого метода вплоть до того, чтобы защищать в качестве диссертации «Пятое (десятое, двадцатое...) значение такого-то слова в латинском языке», хотя порой в ряде областей именно такие работы и бывают нужны. Но дойти до такого позора, каков перечень тем на нынешней конференции... Ни один уважающий себя ученый не стал бы участвовать в таком действе, разве что по каким-то другим мотивам, далеким от науки... Мне лично очень стыдно за РПЦ, и выдавать эту конференцию как «пробуждение (развитие...) богословской науки в РПЦ» — это просто ставить все с ног на голову. Похоже, предыдущая конференция стала «лебединой песнью» синодальной Богословской комиссии. Но ничего — вот впишемся в Болонский процесс, и тогда вся богословская наука у нас станет на манер секуляризованной западной теологии, популистской и утерявшей всякие представления о фундаментальных научных исследованиях, зато — «общественно востребованной»!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments