danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

К подлинной истории славянского «Добротолюбия»

Некоторое время назад в моем ЖЖ (и в ФБ монаха Диодора (Ларионова)) была краткая дискуссия по поводу издания «паисиевского Добротолюбия» П. Жгуном и иными учеными. Вот ссылки на эти постинги:
https://danuvius.livejournal.com/853838.html
https://danuvius.livejournal.com/869264.html
https://danuvius.livejournal.com/936659.html

Характерно, что мои записи остались без комментов — то есть никто не решился вступить в аргументированную полемику. Тем не менее, ошибочные мнения о славянском «Добротолюбии» до сих пор продолжают тиражироваться, о чем свидетельствует последняя статья О. Родионова на сайте «Монастырский вестник», повторенная на портале «Богослов.ру». Поэтому я должен сделать некоторые пояснения, так как в настоящее время обстоятельное исследование об истории славянского «Добротолюбия» готовится А. М. Пентковским.

Интерес к этой теме закономерно возник у него параллельно с исследованиями об авторе «Откровенных рассказов странника» (его доклад 1995 г. в Бозе, хотя и неопубликованный, известен и активно используется современными учеными).  Поскольку я был редактором публикации ОРС А. М. Пентковского в БТ 47-48, то был в курсе и других его изысканий, которые с тех пор активно продолжились. Я посильно помогал ему в поиске литературы и библиографических справках, обсуждении некоторых гипотез, связанных с греческими авторами, он же, в свою очередь, сообщал мне о своих находках, в т. ч. архивных. (В курс своих изысканий Пентковский ввел также и монаха Диодора (Ларионова), который допустил некоторые неточности в своем посте в ФБ.) Публикация П. Жгуном и др. якобы «паисиевского» Добротолюбия вынудила меня осторожно отреагировать, но, к сожалению, эти записи, как сейчас видно, не возымели должного результата.

В ожидаемой публикации А. М. Пентковского будет полностью исследована (с привлечением доселе неизвестных архивных источников) история возникновения славянского «Добротолюбия», начиная от общей политической ситуации, целей, заказчиков и исполнителей этого проекта, самой интриги получения рукописей, содержавших переводы Паисия, истории и текстологии этих переводов, филиации правок при подготовке московского издания 1793/99 гг., последующей истории «Добротолюбия» в России вплоть до сер. XIX в. Выводы исследования существенно уточняют и во многом изменяют стандартную картину, сложившуюся к настоящему времени. Посему призываю ученых воздержаться от тиражирования прежних мифологем до публикации нового исследования по истории «Добротолюбия». (Кстати, я не знаю ни одного возражения после выхода публикации Пентковского в БТ об авторстве ОРС - куда же подевались все эти «специалисты», годами «сидевшие» на этой теме, как оказалось - бесплодно?!)
Tags: Паисий Величковский, православные фейки, славянское Добротолюбие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments