danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

О преподавании классических языков

Интересная статья А. В. Белоусова.
Я бы добавил к ней, что идеально было бы перестроить всю систему преподавания (первые два года - только языки), сделав упор на интенсивное обучение каждые полгода/год новому языку (например, первые полгода [или год] по несколько часов в день только латыни; второе полугодие [год] - греческий, с сохранением латыни в меньшем количестве или, лучше, с привлечением ее во время преподавания греческого), с тем чтобы через год-два курсы по истории соответствующих литератур и связанных дисциплин велись с максимальным привлечением оригинальных текстов.
Но, конечно, без традиций такого рода устной речи, при отсутствии заведений типа Vivarium и с упадком в целом общего уровня образования, полагаю, подобные инициативы все равно останутся маргинальными. Вот если бы, например, на классических отделениях ввели обязательные написание и защиту дипломов и диссертаций на латыни (на западе кое-где еще можно выбрать латынь для устной защиты) - дело бы сдвинулось с мертвой точки.
И все равно остается вопрос: кому и зачем это нужно (как в школе, так и вузе)? Автор спрашивает: как иначе мотивировать изучение древних языков у современных людей, нацеленных в жизни на коммерческий успех? Я же считаю, что таким людям древние языки не нужны, все равно это знание элитарное, а если ученому на самом деле нужны эти языки (то есть присутствует реальная мотивация), он их выучит и обычными способами, тем более что эти последние сильно дисциплинируют. Другое дело, что предлагаемый способ "натурального преподавания" мне кажется в самом деле более эффективным, и я сам с удовольствием использовал бы его, если бы в мое время были такие возможности, как сейчас.
И еще один момент обращает на себя внимание в статье, хотя он остался не особенно артикулированным. В самом деле очень важно начитать большое количество текстов. Без этого не поможет никакое "живое преподавание". Для этого нужны, в частности, удобные учебные книжки, адаптированные и оригинальные, со словариками в конце (или на полях) (такие издавались до революции, помимо серии Манштейна), занимательного характера, требующие минимума реальных или историко-философских комментариев. Пожалуй, первые большие тексты, которые я прочитал целиком, были не скучные "Анабасисы" с их бесконечными парасангами, но "Дафнис и Хлоя" и "Эфиопики". Можно сделать выборки из исторических сочинений, из занимательных рассказов Афинея или Плутарха и т. п.
Tags: преподавание классических языков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments