Меня удивило старинное использование термина "катары" (основанное исключительно на формальной семантике термина) применительно к расколам первых веков (и даже гностикам). Ослиные уши, как оказалось, торчат из Энциклопедии Лопухина начала 20 в. (автор статьи - А. Покровский, кстати, "либерал"). Сравним.
Проповедь: +В первые века христианства появились целые гностические учения – так называемых кафаров, объединяющих несколько еретических течений. Кафары – от греческого прилагательного «чистый». Слово «кафары» служит, прежде всего, общим обозначением различных еретиков (гностико-манихеи, монтанисты, новациане, павликиане, богомилы, альбигойцы и др.). Они тоже считали себя лучше и чище тех, кто представлял официальную Церковь.+
У Лопухина: +Кафары. Происходя от греческ. прилагательного «καθαρο’ς , что значит «чистый», слово «кафары» (καθαροι’ ) служит, прежде всего, довольно общим обозначением различных еретиков (гностико-манихеи, монтанисты, новациане, павликиаие, богомилы, альбигойцы и др.), обозначением ( – необходимо добавить – ), каким любили величать свои общества сами еретики.+
Только вот ректор забыл добавить к проповеди конец статьи: +Наконец, в культурно-историческом отношении кафарство имело и свою светлую, и свою темную стороны; первая и главная определялась противовесом со стороны кафаров крайней распущенности и грубой материализации католической [читай: РПЦ. - А.Д.] церкви, а также и оппозициею социально-политическому гнету со стороны духовных и светских владетелей по отношению к низшим, обездоленным массам (п/ж шрифт мой.- А.Д.).+ Звучит более чем актуально, не правда ли?
Церковные диссиденты - настоящие, - где же вы, ау! (к Чаплину-Чапнину и Ко не относится).