danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Снова о паламизме и о хгр'е

В связи с тем, что небезызвестный hgr (и все те не из его лагеря, у кого есть личные интересы во всем этом), который хотел бы оставаться единственным и непогрешимым всезнайкой (несмотря на все свои канонические и богословские ляпы) и потому (впрочем, не только поэтому!) весьма не хочет и боится развития богословской мысли (и, в целом, образования) в РПЦ (и, соответственно, усиления преподавательского состава за счет молодых, но весьма талантливых и часто уже признанных ученых), в очередной раз наезжает на меня и моих друзей или знакомых (http://hgr.livejournal.com/1296621.html), — я хотел бы еще раз сделать некоторые пояснения в отдельном постинге.

1) Мои богословские исследования отражают только и исключительно мои мнения.

2) Относительно паламизма. Во-первых, я уже писал, что признаю все догматы Конст. Собора 1351 г. и формулы Синодика, хотя формально я не обязан этого делать, ибо КНП Соборы были поместными и никогда не признавались вселенскими (об этом писал даже вл. В. Кривошеин), а с формально-юридической и фактической точек зрения с богословской рецепцией этого Собора связан ряд больших трудностей (кстати, гораздо бОльших, нежели чем с рецепцией Собора 1691 г.). Во-вторых, ситуация богословски совершенно нормальная, когда принятые формулировки должны получить дальнейшие истолкования. С паламизмом этого сделано не было. Мои главные толкования паламитских формулировок (под которыми я понимаю не учение свт. Григория Паламы, которое менялось и в котором много неясностей, а догм. формулировки Соборов) следующие:

а) отличие сущности от энергий в Боге ad intra НЕ РЕАЛЬНОЕ, А МЫСЛИМОЕ (можно формулировать еще точнее и ближе к Геннадию Схоларию и Сильвестру Малеванскому: distinctio formalis cum fundamento in re, т. е. не безосновательное, чисто воображаемое, различие, flatus vocis, но которому отвечает некая действительность);

б) Бож. сущность (природа) является (совершенно) НЕПРИЧАСТВУЕМОЙ САМА ПО СЕБЕ, как таковая, но ПРИЧАСТВУЕМА ЧЕРЕЗ ЭНЕРГИИ (и со своими энергиями);

в) Фаворский свет является нетварным в такой же степени, в какой нетварным был и Иисус Христос, и в такой же степени он (свет) тварен (и именно поэтому он может быть видим как духовным зрением, так и тварными очами). Напомню, что в догматических формулировках не уточнено, что нетварный Фаворский свет является АБСОЛЮТНО И ТОЛЬКО НЕТВАРНЫМ -- то есть, что В НЕМ НЕТ АБСОЛЮТНО НИЧЕГО ТВАРНОГО. Я принимаю формулировки в свете communicatio idiomatum, согласно которому (взаимообщению свойств) мы можем называть Богочеловека равно и нетварным, и тварным. Анафема была провозглашена тем, кто считал Фаворский свет (ТОЛЬКО) тварным -- ко мне это не относится, ибо я согласен, что он нетварен.

Итак, никто не вправе требовать от меня (и от кого бы то ни было) признания паламизма вообще (хотя я его признаю), о котором ни слова нет ни в крещальном Символе веры, ни в постановлениях Вселенских Соборов, ни в катихизисах (официально принятых РПЦ), ни в классических догматиках, ни в современном богослужении РПЦ (уже много веков соотв. формулировки Синодика убраны, да и до того они имели хождение в своем целостном виде только в нескольких изданиях Постной Триоди наряду с хождением совсем других Синодиков), и уж тем более не имеет права навязывать мне те новомодные модернистские интерпретации (в духе В. Н. Лосского — его понимание учения об энергиях у каппадокийцев, у Пс.-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника уже подвергалась серьезной академической критике), которые меня не устраивают с богословской точки зрения — до того, как паламитское богословие не будет принято и истолковано на официальном церковном (Соборном) уровне (РПЦ и Вселенском). В современной общецерковной ситуации и при (лишь временно, надеюсь) недостаточном уровне богословского образования и догматической мысли в РПЦ (когда основная масса людей, и даже преподаватели, приобщается к православному богословию не через первоисточники, а через их интерпретацию в трудах представителей «парижской богословской школы» или их гораздо менее талантливых эпигонов) ждать такого истолкования придется, видимо, еще очень долго. А до того имеющиеся проблемы могут и должны исследоваться — в том числе (и прежде всего) на академическом уровне.

3) Если хгр является столь ревностным защитником и знатоком богословия свт. Григория Паламы, как он декларирует, то уже появились вполне академические публикации (со всеми необходимыми ссылками), в которых я поднимаю соответствующие проблемы — это вывешенная на моем сайте статья в ПЭ о Давиде Дисипате и статья о паламизме и Евхаристии, которую я помещу ровно через неделю на моем же сайте (и опубликована она будет тоже, надеюсь, довольно скоро). Монах Григорий (Лурье) заявлял через ЖЖ, что вступит со мной в полемику (надеюсь, столь же академическую и официальную, как было обещано), когда появятся публикации не в ЖЖ. Что ж, теперь слово за ним. А если он не в силах с достаточной ясностью и убедительностью опровергнуть мои аргументы, тогда нечего писать в своей гадливой манере в ЖЖ всякую мерзость, рассчитанную на "промывку мозгов" как искренне заблуждающимся людям, так и совсем иному контингенту.

4) К корпорациям МДА, ПСТГУ и прочим учреждениям РПЦ, кроме ИС, я не принадлежу и в преподавательский состав учебных заведений (вкл. РПУ) не вхожу уже много лет. Только Яков Кротов и подобые ему люди (особенно экуменисты или раскольники) могут причислять меня то к одной, то к другой корпорации, как им вздумается. Что же касается моих личных контактов (по разным линиям, не только научным), то они у меня весьма обширные, но хгру до этого дела не должно быть никакого. Мои интересы -- чисто научные и богословские, и не моя вина, если они волей-неволей вынуждены касаться сфер, с которыми связаны всякие дрязги и подковерная борьба. В частности, в вопросе о пресуществлении я отстаиваю давно известную и непререкаемо выраженную православную точку зрения.

(Кстати, разные позиции относительно богословских проблем есть даже у преподавателей уч. заведений РПЦ. Так, Н. К. Гаврюшин, будучи преподавателем двух академий (МДА и Минской) и двух семинарий (МДА и Нижегородской), является противником пресуществления и в то же время — противником учения свт. Григория Паламы (причем с не выдерживающей критикой аргументацией, вернее, почти без оной), и вполне открыто заявляет об этом (в т.ч. и печатно). Поэтому не вижу, какие формальные претензии могут быть ко мне — который не преследует личных или карьерных интересов, не учит других (= студентов), не выдает своих мнений за общецерковные и публикует аргументированные исследования, а не анти- или псевдо-научный бред.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments