danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Из обсуждений с Тугодумом (памятка)

Понравилось, как хорошо Тугодум сформулировал за меня (а то я пишу урывками, на ходу, полумеханически) очень интересные вопросы:

далее Вы поднимаете очень непростые вопросы (если я правильно их понял):
(1) чем предсуществующие в Боге логосы промысла о каждом человеке отличаются от идей индивидов (скажем, по Плотину).
ответ на этот вопрос требует сопоставления онтологических парадигм Максима Исп. и Плотина, и выяснения роли, кот. это, совпадающее по видимости, понятие, играет в каждой из них.
(2) чем отличается, по Максиму, логос индивида от его ипостаси.
эксплицитного прямого ответа, насколько я знаю, нет. но из контекста употребления этих терминов совершенно определенно следует, что эти понятия не совпадают.
(3) как совместить субстанциональность души и, шире, креационизм, с отсутствием у души собственной ипостаси.
паки, готового ответа у меня нет. но совершенно определенно можно сказать, что и то, и другое утверждается отцами.

А где в ЖЖ это уже обсуждалось (самому Тугодуму уже не найти) и к чему-то пришли тогда (чтобы не читать длиннющие ветки)? Есть ли научная литература по этим вопросам? По 3-му вопросу, собственно, интересует даже больше, в какой ипостаси существует душа после смерти человека и что происходит с ипостасью человека (разрушается она, или, наоборот, остается неизменной, или претерпевает некий ущерб)? Вопросы 1 и 2 касаются также более общей проблемы соотношения логосов МИ с идеями (и вообще, как вписать их в "более аристотелевские" схемы).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments