danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Об «ответах» Иннокентия Павлова

Выложили запись лекции Павлова, где во второй части были даны ответы на мои вопросы, заданные в ЖЖ. С расшифровкой некоторых ответов можно ознакомиться здесь. Поделюсь тут своим мнением.

Впечатление такое, что я спрашиваю про Фому, а отвечают про Ерему: в огороде бузина, а в Киеве дядька. Лектор, похоже, не понимает или не хочет (либо, что вернее всего, вообще не в состоянии) понять ни смысл вопросов, ни их логику. Ну а раз не даны удовлетворительные ответы, то лектор не может обосновать свою теорию.

Автор обещает издать года через 2-3 исследование на англ. языке по всем мужам апостольским — будем ждать, хотя нынешнюю книгу автор писал (после первого издания книги о Дидахе в 1996 г.) 21 год! Как правильно сказал Д. Смирнов, вряд ли книга Павлова будет издана в серии Hermeneia. Таким «исследованиям» самое место в Эксмо в серии «Религиозный бестселлер» (для православных почитателей Донцовой, Марининой и проч.).

Мне остается лишь повторить сказанное 20 лет назад в СДХА (номер 38а). Автор, уйдя из РПЦ МП в 1995 г., теперь позиционирует себя не в ИПЦ (где он выступает спичрайтером), не среди греко-католиков, а как «неденоминированный христианин», то есть христианин вне всяких конфессий, так сказать, «чистый христианин». Однако поскольку даже в НЗ есть определенная догматика, Павлову (как и  Л. Н. Толстому) очень хочется получить «адогматический текст», в котором будет лишь некая общечеловеческая мораль. «Два пути» здесь прекрасно подходят: не надо, в отличие от Толстого, препарировать Евангелия (хотя Толстой и Дидахе также перевел весьма вольно), достаточно объявить этот текст более ранним, нежели НЗ, и все в порядке! К науке книга и лекция Павлова не имеют никакого отношения. Лектор потому упорно обвиняет всех своих оппонентов в «традиционализме», что сам исходит отнюдь не из научных оснований. (Замечу, что даже те современные авторы, которые хотят обнаружить зависимость Матфея от Дидахе, не отрицают многослойности «Учения 12 апостолов».)

Напоследок хочется спросить «Сакральные тексты»: чем руководствовался паблик, приглашая Иннокентия Павлова (и была ли прочитана прежде приглашения его книга), и каково отношение паблика к состоявшейся лекции и к расшифровкам?

P. S. Для сравнения -- обсуждение книги Павлова в ВГБИЛ 22 января 2018 г.
Tags: Дидахи, Иннокентий Павлов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments