danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Расшифровка некоторых ответов Иннокентия Павлова

Расшифровка некоторых ответов Иннокентия Павлова на вопросы, изданные в ЖЖ А. Г. Дунаева. Квадратные скобки всюду мои.

Следует учесть, что на подготовку ответов у Павлова было несколько дней. Почему эти вопросы остались не разобранными в его книге, лектор не объяснил.

Ответы Павлова можно сравнить с современной научной литературой и изданиями. Обзор дан в статье А. А. Ткаченко в ПЭ. Кроме того, в сети доступны: Niederwimmer (Kurt), Didache [англ. пер. 1998]The Didache in Modern Research, 1996 частично доступна здесь (отдельные статьи из этой книги см. также на Академии)На сайте Genesis некоторые новейшие издания и исследования. Научные статьи и книги (всего 131) о Дидахе на сайте Академия.


РАСШИФРОВКА ОТВЕТОВ 3, 7, 8 и 10


Вопрос 3. Существуют ли доказательства того, что «учение о двух путях», находящееся в составе  «Церковных канонов апостолов» или существующее в виде самостоятельного текста, сохранившегося в латинском переводе, представляет собой сокращение пространного текста «Дидахи» и не восходит к некоторому предшествующему краткому тексту? Если существуют, то какие?

Ответ [32:04]. Ну уж эта теория предшествующего текста еврейского значит наставления для, значит, противитов. Но это все уже, так сказать, наукой отброшено, и тут я не знаю, о чем говорить. Что же касается латинской версии, то я предполагаю, что она появляется, видимо, где-то в III веке, где, значит, берется все, что касается морали, но опускается то, что касается дисциплины, поскольку она значительно изменилась, и в той же Римской церкви позднее, чем на востоке, уже начиная с Виктора, то есть со 190-го года, утверждается монархический епископат (до этого там был пресвитерианский строй).

Вопрос 7. Почему в «евхаристических» молитвах (гл. 9–10) не упоминается о «жертве», тогда как в гл. 14 «евхаристия» сопоставляется с жертвой?

Ответ [36:05] Вот это интересный вопрос! Значит, в чем дело? Дело в том, что  здесь вот эта  «жертва чистая» — это... (сейчас я даже это место возьму, и посмотрю)...
Просто проблема в чем? Что уже более позднее христианское сознание рассматривает, собственно говоря, вот Евхаристию, или Вечерю Господню (мы только два термина знаем, второй — у Павла), как некое объективное воспроизведение жертвы, крестной жертвы Христа. Понятно, что у начальных христиан такого представления не было. А что касается «жертвы чистой» в 14-й главе, то здесь (значит, ну это меня там специально посвящено)... Так, собрание в день Господень. Да. «А в день Господень, собравшись вместе, разломайте хлеб и поблагодарите, исповедовав прежде свои грехопадения, даже, чтобы ваша жертва была чистой». — Это здесь, значит, ссылка. Ну это имеется ввиду здесь, значит, хлеб, ветховазаветный хлеб предложения, который могли вкушать священники, здесь его вкушает община, как вот собственно царственное священство. — «Каждый же находящийся в разладе со своим другом, да не присоединяется к вам до тех пор, пока они не примирятся», иначе вашей жертве, «чтобы вашей жертве не быть оскверненной». Собственно, вот что оскверняет эту жертву, а это сейчас вот здесь — ужасно, конечно, издали [речь идет о собственном издании Павлова!] концевые примечания, но сейчас я попробую найти, значит, здесь, какой это текст... — так... так, так, так... Это из Малахии, 1, 11. Вот термин «чистая жертва», касающийся хлеба предложения, который никак не освящается, не там пресуществляется, не прелагается, который уже свят потому, что он предназначен святым, вот и, собственно говоря, вот Церковь как раз в Евхаристии становится таковой, поскольку люди находятся в органическом единстве, ну у Павла это потом будет хорошо и подробно разработано как тело собственно  человека и как тело Христа.

Вопрос 8. Почему в 11 и 13 главах «пророки» и «учители» являются для составителя актуальными служителями в христианской общине, тогда как в 15 главе предписывается избирать «епископов» и «диаконов», которые должны исполнять служение «пророков» и «учителей», что свидетельствует о различных состояниях и наименованиях служений в общине?

Ответ [39:02] ... то есть что это вот было сначала, а то, дескать, потом. Ничего подобного. Дело в том, что пророки — это, в общем-то, служение тоже было не таким уж частотным и не всякая община могла иметь, равно как и вот учителя, который придет, и чему-то научит, и останется у них — вот, посему, значит, из братий избираются должностные служители, названные, значит, вот (ну у меня там [= в переводе Павлова] «надзиратели» и «служители» — [то есть] епископы и диаконы [в иных переводах]), которые вот заступают при отсутствии, значит, пророков и учителей заступают на их место, то есть это все, так сказать, говорится «на едином часе».

Вопрос 10. Почему в Дидахи используется термин «евхаристия», который не используется в новозаветных текстах, с которыми текст Дидахи сходен во многих случаях? (Особо подчеркну, что речь идет именно о техническом термине (существительном), имеющем культовое содержание (значение), а не об иных использованиях этого слова апостолом и не о глаголе.)

Ответ [40:44]. Ну, это очень интересно, потому что, на самом деле — а какие другие места? В Новом Завете, значит вот, очень ясно говорится о вечери или ужине Господнем в 11-й главе  Первого послания к коринфянам. Все. Вот. Другое дело, что мы встречаем термин «общение», у того же Иоанна в Первом послании, вот, причем тут имеется общение как евхаристическое, так и общение во всём, о чем собственно сказано в Дидахэ. Вот, далее. Ну вот этот «ужин Господень» Павел использует, чтобы придать особое значение вот тому, что происходит, вот напомнить, Он же там же установительные слова приводит, которые естественно, в первом веке никто не использовал в евхаристии, это уже значительно позже будет, вот, и для него просто подчеркнуть было важность.
А то, что термин Евхаристия — изначальный и он утвердился в традиции, вот что очень важно, это вот как раз показатель именно того, что Дидахе написано раньше, ну и, кроме того, этот термин явно калькирует соответствующее еврейское название, значит, уже в Первоцеркви. Так что, вот. Да, ну что важно, что вот в Деяниях и, ну и здесь собственно, будет обязательно термин «общение». Вот, помните, «пребывали в общении, в преломлении хлеба». Вот, так что, вот, собственно, я, и всё, и здесь тоже говорится «поблагодарите и преломите», и «в общении» сказано, что если вот, то самое центральное, вот как бы где центр Дидахэ идейный, если вы общники и имеете общение в бессмертном, вот имея в виду евхаристию, но не тем более ли в смертных вещах. Вот. Ну и вот утрата как раз этого первоначального этоса, вот, действительно очень тяжело отражается, вот, носителями собственно апостольской традиции, будь то в Послании Иакова — ну оно псевдоэпиграфическим считается, относится где-то вот, ну между восьмидесятыми и сотыми годами, — и в Первом послании Иоанна. Ну, вот, собственно, все, что я наверно могу сказать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments