danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

"Умозрение в музыке" или "художественная самодеятельность"? (о творчестве Композитора)

Некогда мне попалась на глаза рецензия П. Поспелова "Примитив из Оксфорда": https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2007/03/30/primitiv-iz-oxforda (при перепечатке в "Татьянином дне" был опущен фрагмент: +Вынесем за скобки церковную поддержку проекта и то, что патриарх Алексий II, прибывший ко второму отделению и занявший место в правительственной (!) ложе, уверенно обратился к публике как к пастве (но разве человек, купивший билет на концерт, автоматически становится прихожанином?)+). Как обычно, еп. Иларион очень быстро и болезненно (уже с самого начала использован аргумент "сам дурак") отреагировал на критику: http://archive.taday.ru/text/31144.html
Но мимо моего внимания прошла еще одна рецензия, в которой подробно развиты и аргументированы мысли, высказанные Поспеловым: https://kalakazo.livejournal.com/2252899.html Благодарю автора рецензии, а заодно и Дедульку, выкопавшего из своих подвалов неизвестный мне текст. Вот некоторые нарезки из обоих отзывов:
+ Это скорее похоже на то, как деревенский певец перепевает на свой лад городской романс. Или художник из народа изготавливает рукописную книгу, подражая печатным изданиям. Европейски образованный человек, изучавший философию в Оксфорде, на стезе музыкального творчества епископ выступает как наивный художник. Примитив – уважаемый род искусства, но в академической музыке не принят. Сама природа ремесла делит композиторов на профессионалов и недоучек, не оставляя вариантов. Случай епископа Илариона интересен. Но это не чистый случай... По отношению к Баху Алфеев – наивный художник, к православной хоровой музыке – человек традиции, к современной музыке – эпигон. Эти позиции путаются друг с другом – вот почему, если не делать предположений о масштабе таланта, опус епископа неудачен.+

+Но ведь так окажется, что все мои слова впустую, ведь если автор ничем таким профессионально не занимался (а это,видимо,правда), то какой с него и спрос! Так что придётся взять всю свою критику обратно и согласиться, что для человека, не отягощённого специальным образованием, знаниями и навыками, еп. Иларион вполне неплохо справился с поставленной им для себя задачей... Адресаты епископского творчества - люди, которых тем или иным образом обошла вниманием вся наша "грандиозная" пропаганда классики среди простого народа, а может и те, кто сами "обошли" эту пропаганду... Так что здесь творчество типа того, что демонстрирует владыка Иларион, просто очень даже на своём месте. Я бы назвал это, допустим, "самодеятельно-наивно-классическим" направлением. Направлением - потому, что наверняка найдутся и продолжатели, ведь традиции художественной самодеятельности охватывают не только советский период нашей истории. Видимо, и сейчас есть авторы, готовые творчески доказать жизнеспособность "новой простоты" и "новой наивности"... Взгляните, в интернете сейчас развернулась мощная компания в поддержку епископского творчества, и какая-либо критика в его адрес воспринимается часто не иначе, как предательство православия, Церкви, Христа. Пример такой нетерпимости подаёт сам епископ, резко отреагировавший на статью П.Поспелова "Примитив из Оксфорда", назвав его воинствующим антиклерикалом, рядящимся в одежды музыковедения. Сама фразеология, используемая епископом, методы его опровержений критики (ничего по конкретно предъявленным претензиям, никаких разъяснений по сути дела, а лишь навешивание на собеседника каких-либо ярлыков, сама манера высказываться в безапеляционно-разоблачительном тоне без подкрепления фактами) удивительным образом напоминают приёмы недано ушедшей в историю советской системы "затыкания ртов".+
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments