danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Москва -- третий Рим, а четвертому не бывать... (еще одна иллюстрация)

О белом клобуке я уже упоминал. Вот еще одна популярная байка.

+ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ -- чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. ...

Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва - третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» - Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий+ (отсюда)

В 16 в. на Руси Лиддская икона была отождествлена с Тихвинской (подробнее здесь, с. 21-22). Прибыла же она на Русь прямиком из КНП -- сначала по воздуху, потом очутилась в третий раз на воде -- на Ладожском озере, потом еще являлась многократно.

Для широкой публики есть и такие пересказы (про Одигитрию): +Тихвинская икона Божией Матери, – по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой при Ее жизни... В 1383 году, в царствование императора Иоанна Палеолога за 70 лет до падения (до взятия турками) Константинополя икона таинственно покинула Царьград, исчезла из храма и явилась над водами Ладожского озера... Интересно проследить связь идеи преемственности Тихвинской иконы с идеологией русского общества по отношению к византийской. В середине XVI века, когда и была литературно оформлена версия перемещения иконы из Константинополя, широко утверждалась теория “Москва - третий Рим”. Как известно, в России все отчетливее осознавали себя наследниками Рима, а подтверждением тому среди прочего становилось перемещение святости с Востока на Русь либо чудесным, либо естественным путем. На политическое значение константинопольских корней Тихвинской иконы обращал внимание и религиозный философ князь Евгений Трубецкой в работе “Россия в ее иконе”: “Но еще раньше Москвы под впечатлением упадка веры в обеих древних Римах стал называть себя “новым Римом” Великий Новгород. Там зародились благочестивые сказания о бегстве святых и святынь из опозоренных центров древнего благочестия и о переселении их в Новгород: об иконе Тихвинской Божией Матери, чудесно перенесенной из Византии в Новгород, и о столь же чудесном приплытии туда же на камне святого Антония римлянина с мощами”... Категорично утверждать, что в 1383 году на Ладоге явилась икона, написанная за тысячу с лишним лет до этого, - достаточно сложно. Живописная техника этих времен заметно отличается. Исходя из здравого смысла, можно естественным образом предположить, что между работой апостола и Тихвинской иконой были промежуточные копии. Достоверной научной экспертизы не производилось. Истинность почитания состоит в том, что верующему человеку очевидна неразрывная связь этой иконы с первоисточником, заложенным святым апостолом Лукой. Благодяря своему отождествлению с Лиддской (“Римской”) иконой Тихвинская Одигитрия оказалась связана также с первой явленной иконой христианского мира.+
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments