danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Пояс, поручи, палица; саккос

+Отдельные элементы церковного облачения заимствованы из светской одежды государственных деятелей, чтобы показать не меньшую важность священника в сравнении с чиновником или военным. Например, пояс и поручи — это практические элементы военного костюма (сражения тогда происходили врукопашную и нужно было укреплять руки; согласно другой теории, поручи являлись дополнением к саккосу без рукавов, который изначально носил только византийский император, а потом константинопольский патриарх и другие архиереи). А палица, которая дается в награду архиереям или священникам, — это изначально подкладка под ножны, чтобы они не били по ноге и не протирали дырки в одежде+ (А. Ткаченко, отсюда).
Иное объяснение происхождения поручей: +Поручи, как самостоятельная часть в облачении священнослужителей, тоже пришли из византийского императорского убора, где составляли первоначально необходимое дополнение царского далматика. Выглядывавшие из-под коротких рукавов далматика стихарь или туника и были призваны закрывать поручи, или нарукавники. Таким образом, и они, как и другие части богослужебных облачений, как видим, имеют исторически обусловленное, вполне функциональное с точки зрения костюма происхождение, и лишь под пером позднейших писателей-богословов получили особое символико-литургическое обоснование.+ (отсюда)

+Придворные византийские чиновники, надевавшие стихари и камисии в качестве нижней одежды, подпоясывали их также особыми поясами, которые называются τὰ βαλτίδια. (Mign. Patrol. curs. complet, t. 112, col. 492, 1093).+ (отсюда)

+Аналогичным образом и другая знаковая одежда епископа — саккос была первоначально одеянием одного лишь византийского императора. Саккос (греч. — «мешок»; слово, как полагают, древнееврейского происхождения) представлял собой в древности узкую длинную тунику, надевавшуюся через голову и внешним видом вполне оправдывавшую наименование «мешка». По месту своего происхождения, из Далматии (совр. Хорватия), эта одежда в византийском царском обиходе получила название далматик. Иногда для удобства облачения далматик разрезался по бокам и разрезы связывались тесьмой или застегивались фибулами. На архиерейском саккосе фибулы были позже заменены так называемыми звонцами (колокольчиками) — по образу одежды ветхозаветного первосвященника.
В облачение Константинопольского Патриарха далматик (= саккос) вошел одновременно с тем, как он стал доступен высшим категориям придворных византийских вельмож (XII-XII вв.). Но и в XIII в. Патриарх облачался в саккос лишь по трем большим праздникам: на Пасху, на Рождество и на Пятидесятницу, в другие, даже и праздничные дни, довольствуясь архиерейской фелонью. Еще в XV в. Симеон Солунский, отвечая на вопрос, «почему не носят епископы ни полиставрия (крестчатой фелони), ни саккоса, и, если надевают, то что в том худого», отвечал: «Должно, чтобы каждый хранил принадлежащее его чину, потому что делать то, чего не дано, и получать то, что не подобает, свойственно гордости».+ (отсюда)
Tags: облачения
Subscribe

  • Вопрос к опытным пользователям ноутов

    Сразу после покупки ноута заменил DVD-ROM на второй жесткий диск (2,5) (в магазине спец вставил салазки). Уверили, что даже при отсутствии охлаждения…

  • Что такое "справедливость"?

    Интересная статья моего знакомого (по общему интересу к наследию Н. М. Тарабукина) Н. С. Плотникова. Вот цитата: +В России справедливость и правда…

  • Вертолет митр. Георгия и черная икра

    Митрополит Нижегородский - сколь много дум о нем! Вертолетная площадка - мелочь. Для ПК таковая (одна из...) давно была построена в Сергиевом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments