danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

За что уволили Лескова?

За церковно-исторический очерк "Поповская чехарда и приходская прихоть. Церковно-бытовые нравы и картины. (Рассказаны по оригинальным источникам)".

Лесков описывает случай в 1727 г., когда в "церковной дикастерии" попа осудили за то, что тот пьяным ездил в священном облачении вокруг престола верхом на дьяконе, а в другой раз там же и в том же состоянии нассал в полу сторожа (а тот выносил в ней проливающуюся мочу через всю Церковь), однако по проискам попа и по заступничеству прихожан (коим такой поп удобен был) попа оставили служить. Приводятся аналогичные картинки и из поповского быта в 1820 г. (в праздники Благовещения и Пасхи пьяный поп насрал около престола и т. п.).

Процитирую также следующие высказывания и характеристики из очерка (из них видно, насколько "православное предание" крепко и по сей день).

Об архиереях и их визитациях:
+С свойственною его многообъемлющей натуре внимательностью, Петр запретил архиереям, чтобы они позволяли "водить себя под руки и стлаться им в ноги" и делать многое тому подобное ко усилению их "непомерного самолюбия". ... Поехал этот архиерей ревизовать свою епархию, с решимостью даже ехать "по правилам". А правилами регламента архиерею указывалось не выезжать с вечера в приход, а ночевать за три версты, и утром прямо приехать, войти в церковь и служить. Цель этого указания очень понятна: чтобы архиерей видел всё, как застанет, а не "вприготове", и чтобы приходские священники не были "обжираемы архиерейскими несытыми скотинами" и не тратились на висант и рыбы, без которых, по доброму обычаю, не может обходиться архиерейская встреча, "а попам от того изнурительно".+

О благочинных:
+Живая и многозначительная церковная должность благочинного приняла характер арендного откупщика: благочинный собирал дань с духовенства своего благочиния и вез "с книгами" в город, где была кафедра архиерейская. Это был порядок, который соблюдался открыто, гласно и повсеместно. Благочинный сделался консисторским мытарем и, чтобы держаться на месте, должен был наблюдать аккуратность в сборе и в платежах. Отсюда наибольшею частью за благочиния брались люди оборотливые и торговые... Люди тихого, кроткого, истинно благочинного духа всеми силами отказывались от этих должностей, с которыми им, впрочем, было и не справиться, да и не накормить тех, кого Пётр в своем регламенте отыменовал "несытыми архиерейскими скотинами".+

P. S. Насколько понимаю (верно ли?), Лесков не верит (по крайней мере в этой повести) в исправление Церкви ни сверху (царские указы или, тем более, властью иерархии), ни снизу (приходская "соборность" и частичное самоуправление) ввиду всеобщей развращенности. Что уж говорить теперь?!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal