danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Судьба пианистки

Нашел на просторах инета:
+"В лагере зэки кухонным ножом вырезали для нее на нарах фортепианную клавиатуру. И она по ночам играла на этом безмолвном инструменте Баха, Бетховена, Шопена. Женщины из барака уверяли потом, что слышали эту беззвучную музыку, просто следя за ее искореженными работой на лесоповале пальцами и лицом."

ВЕРА АВГУСТОВНА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО (1901-1982).
Дочь француза и испанки — преподавателей Парижского университета Сорбонна, Вера Лотар училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки. В 12 лет дебютировала с оркестром под руководством великого Артуро Тосканини.
Будучи уже известной пианисткой, дававшей сольные концерты во многих странах мира, вышла замуж за советского инженера Владимира Шевченко.и в 1938 году приехала с ним в СССР.. При поддержке известной пианистки Марии Юдиной получила возможность выступить в Ленинграде и Москве.
Вскоре Владимир Шевченко по доносу был арестован. Вера кинулась в НКВД и стала кричать, путая русские слова и французские, что муж ее — замечательный честный человек, патриот, а если они этого не понимают, то они — дураки, идиоты, фашисты и берите тогда и меня… Они и взяли. И будет Вера Лотар-Шевченко тринадцать лет валить лес. В Тавде Свердловской области. Узнает о смерти мужа в лагере и детей в блокадном Ленинграде. Не сразу узнает. Многие годы пишет мужу в никуда. Строчка из одного ее письма мужу — из лагеря в лагерь: «Мы еще будем жить настоящей жизнью».

Освободилась в Нижнем Тагиле. И прямо с вокзала в драной лагерной телогрейке из последних сил бежала поздним вечером в музыкальную школу, дико стучала в двери, умоляя о «разрешении подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»…
Ей разрешили. У закрытой двери, не смея зайти, рыдали навзрыд педагоги. Было же понятно, откуда она прибежала в драной телогрейке. Играла почти всю ночь. И заснула за инструментом. Потом, смеясь, рассказывала:
«А проснулась я уже преподавателем той школы».
Последние шестнадцать лет своей жизни Вера Лотар-Шевченко жила в Академгородке под Новосибирском.
Она не просто восстановится после лагеря как музыкант, но и начнет активную гастрольную деятельность. Москва, Ленинград, Одесса, Омск, Свердловск, Чита, Хабаровск, Красноярск, Львов, Киров, Киев…
На ее концерты билеты в первый ряд не продавали. Места здесь предназначались для тех, с кем разделила она страшные лагерные годы. Пришел — значит, жив.

Пальцы у Веры Августовны до конца жизни были красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом. И еще — неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал («не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета») старший следователь, капитан Алтухов.
Фамилию эту она помнила потом всю жизнь...
Вера Лотар-Шевченко скончалась в 1982 году в Новосибирском Академгородке.
На её могиле выбита её собственная фраза: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.»+

Интересно, где можно найти 24 этюда Шопена в ее исполнении? Жажду сравнить ее исполнение с интерпретацией ее учителя Корто.

Подробнее о пианистке:
Вики
https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/10/15/51915-kim-smirnov-slushayu-veru-lotar-shevchenko-iz-lichnogo-dnevnika

P. S. Пишут, что лагерные условия все же несколько преувеличены журналистами (как я и подозревал -- перебитыми пальцами играть невозможно).

P. S.-2. Большая подборка материалов о пианистке: http://mikat75.livejournal.com/2329.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments