danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

О Поместных Соборах (2)

Поместные Соборы не могут приниматься в качестве бесспорно авторитетных не только из-за их огромного количества, но и потому, что последующие Вселенские Соборы могут отменять (явно или скрыто) их постановления. Приведу конкретный пример.

Я сказал на диспуте, что апелляция о. Г. М. к малому количеству ранних текстов неосновательна, ибо до нас дошли прямые свидетельства древних авторов о недопустимости иконопочитания (все эти свидетельства были замолчаны отцами 7 ВС; многие такие тексты, как н-р последние книги Оригена "Против Цельса", до сих пор не переведены на рус.). Но я не упомянул о таком известном "камне преткновения", как 36 правило Эльвирского собора. Это правило, гласящее: +Решено, что живописи в церквах не должно быть и чтобы не изображалось на стенах то, что служит предметом почитания или обожания [пер. последнего слова условный, это то, что для 7 ВС = латрейе]+ (Placuit picturas in ecclesias esse non debere, nequod colitur aut adoratur in parietibus depingatur), -- как только не пытались перетолковать православные авторы!
То неправильно переводили, то выдвигали всякие неубедительные гипотезы (Л. Успенский)...
Лишь А. П. Голубцов (цитата здесь, "не нашло себе удовлетворительного разъяснения..." и далее до прямого признания существования еще в ранней Церкви иконоборчества) и А. В. Карташев (+Это постановление против икон пытались истолковать в смысле предохранения икон то от кощунств гонителей христианства и разрушителей храмов, то от карикатуристов и насмешников из иудеев и язычников. Но ведь мотив канона совсем не тот, а явно иконоборческий. Поэтому теперь принято объяснять это постановление прямой борьбой с ложным иконопоклонением, т.е. с языческими крайностями, вторжения которых в христианскую среду испугались отцы собора. Следовательно, уже с самого начала была чисто внутренняя и церковная дисциплинарная борьба с иконопоклонением.+) честно понимали этот канон.

Кстати, у многих срвек схоластов (поиск я вел по CLCLT-5) встречается ссылка на этот канон Эльвирского Собора несмотря на противоположное решение позднейшего 7 ВС.

Остается добавить, что одним из протагонистов Эльвирского Собора был тот самый Осий Кордубский, коего прочат в претенденты на председательствование на 1 ВС, один из столпов Православия и авторов Никейского Символа веры!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments