danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Паки про Самона Газского

В 2013 в серии CSCO 648-649 (arab. 52-53) были критически изданы (в сопровождении пер. на итал.; все прозаич. богословские соч. были изд. только на арабском в 1986 г.: https://archive.org/details/sulimanofGaza) подлинные богословские сочинения Сулеймана аль-Гази.
В предисловии к итал. пер. (с. VIII и сноска 19) издатель, говоря, что о Самоне Газском нет никаких исторических свидетельств, упоминает и о греческом трактате. При этом, конечно же, он не рассматривает "доказательства" Дика (которые на самом деле занимают лишь половину небольшой сноски!), и тем более свящ. Г. Максимова (сия работа осталась ему неизвестной: какое непростительное упущение!), но ограничивается указанием на работу Жюжи, в которой доказывается (не только богословски, но и на основании рукописной традиции), что греческий трактат -- подделка Палеокаппы.
Не вызывает сомнений, как доказывается в итал. предисловии, знакомство Сулеймана с соч. Иоанна Дамаскина "О православной вере", поэтому в своей новой статье (ОБ ИСТОЧНИКАХ НЕКОТОРЫХ КОСМОЛОГИЧЕСКИХ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ СУЛЕЙМАНА ГАЗСКОГО // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 42–51) прот. О. Давыденков ломится в открытую дверь.
Бегло просмотрев итал. перевод богословских трактатов, естественно, я не нашел никаких упоминаний о евхаристии, тем более в контексте, хоть сколько-нибудь сопоставимом с греч. трактатом.
Слово "акциденция" Сулейман (предполагается, что он читал по-гречески) знать мог, но применять его к Евхаристии до Фомы не мог.
Не желает ли свящ. Г. Максимов защитить свою гипотезу, опубликовав соотв. статью в каком-нибудь международном журнале по арабистике, сделав тем самым свое открытие достоянием международной науки и обогатив арабскую литературу еще одним переводным трактатом?
И остается еще вопрос: почему в 2010/2012 о. Г. М. не воспользовался арабским изданием 1986 г., чтобы проверить свою гипотезу или обосновать ее еще лучше по подлинным сочинениям Сулеймана?! (Вопрос, как могут догадаться читатели, чисто риторический.)

P. S. На несостоятельность выводов о. Г. М. уже ранее развернуто указал (по моей просьбе; сам М. М. сомневался, стоит ли это делать так подробно; теперь выяснилось, что стоило, и даже следовало бы сделать это еще подробнее) М. М. Бернацкий в 2015 г. в своем примечании 24 на с. 74 к переводу трактата Никодима Святогорца (статья доступна здесь).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments