danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

К методологии спора

Оппонент утверждает общезначимость и нерушимость принципа согласия всех или большинства святых отцов. Следовательно, мне достаточно привести один или несколько значимых примеров, чтобы опровергнуть этот принцип (здесь я не касаюсь проблематичности и объема самого понятия "святые отцы" и методологии выяснения консенсуса, чему была посвящена первая половина диспута).

Когда я такие примеры привожу, ответы оппонента сводятся к следующим: а) это не имеет догматического (сотериологического) значения, б) я этого не знаю, надо изучать. Крайняя же палочка-выручалочка -- в) постмодернистское отношение к науке: мол, нет никаких критериев верификации, любые аргументы относительны и могут пересматриваться, а потому можно проповедовать крайний фидеизм (sola fide).

В таком случае: а) когда я или слушатели аргументированно не соглашаются, а оппонент остается при своем мнении, за кем право суждения? В отсутствие общеправославного документа по вере типа катехизиса/догматики каждый может думать, как хочет? Так это и есть протестантский принцип отсутствия церковного критерия. Готов ли оппонент предоставить полный (или хотя бы стремящийся к таковому) список догматических тем, которые он считает важными для спасения, и готов ли гарантировать, что в будущем не возникнет иных тем? б) возникает вопрос: если оппонент не изучил самые фундаментальные догматические и церковноисторические вопросы прежде, чем делать заявления о consensus patrum, то не преждевременны ли такие заявления до того, как оппонент получит нормальное образование исследует эти и прочие вопросы? в) в таком случае вообще научная дискуссия невозможна и бессмысленна.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments