danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Еще штрихи к истории "русского папизма"

Оригинал взят у gasloff в О поминании Предстоятеля в Православных Церквях греческой традиции
В одной из недавних дискуссий был поднят вопрос отличия гласного поминания Предстоятеля Поместной Церкви в Православных Церквях русской и греческой традиции.

Для справки хочу привести выдержку из работы В.В. Печатнова "Божественная Литургия в России и Греции": В противоположность греческому чину, в России поминаются два иерарха: предстоятель Поместной Церкви, то есть патриарх, и епархиальный архиерей (кроме Москвы, где епархиальным архиереем является сам патриарх). Те же два иерарха поминаются и в чине протесиса, на сугубой ектений, на Великом входе и в ходатайственной молитве по освящении Св. Даров. Однако это двойное поминовение вызывает с греческой стороны возражения по каноническим и экклезиологическим причинам. Сравнительно недавно против двойного поминовения (не упоминая, впрочем, о России) выступил митрополит Тиролойский и Серентийский Пантелеймон (Родопулос) в статье Ή μνημόνευσις του επισκόπου. Согласно митрополиту Тиролойскому, двойное поминовение создает впечатление, будто одно и то же место находится в юрисдикции двух епископов. Это противоречит 8-му правилу Первого Вселенского Собора и создает каноническую и экклезиологическую путаницу (С. 190). В статье подчеркивается, что по церковным правилам, особенно по правилам 12, 13, 14 и 15 Константинопольского Двукратного Собора, за неархиерейской литургией поминается только епархиальный архиерей. (Если служит сам епархиальный архиерей, то он поминает митрополита, в области которого находится его епархия. Митрополит же поминает предстоятеля Поместной Церкви, патриарха) (С. 188-189). Тот же чин предписывают «Диптихи» (официальный календарь) Элладской Церкви (см., например, Δίπτυχα 2003. Σ. 91-92).

Согласно традиционному богослужебному чину, запечатленному в русских и греческих рукописях и печатных изданиях, за неархиерейской литургией поминается только один иерарх (см., например, Τρεμπέλας. Αί τρεις λειτουργίαι. Σ. 25, 59, 122-123; С 1508 (Тырговиште), С 1519 (Венеция), С 1602 и др.). Московские дониконовские Служебники предписывали поминовение одного лишь патриарха, однако начиная с первого исправленного издания, вышедшего при патриархе Никоне, то есть с С 1655, в богослужебных книгах поминаются два иерарха: патриарх московский и митрополит. С тех пор поминовение двух иерархов осталось в русских Служебниках, только в Синодальный период вместо патриарха поминался «святейший Правительствующий Синод», а к имени митрополита со временем прибавилось «или архиепископе, или епископе» (С 2004 уточняет: «высокопреосвященнейшем митрополите... или преосвященнейшем епископе» — см. 2.А.а). Эти прибавления лишний раз уточняют, что имеется в виду епархиальный архиерей.

Из вышесказанного следует, что русская практика поминовения двух епископов за Божественной литургией является сравнительно поздней. Представляется, что вышеупомянутые возражения против нее стоит принять во внимание.

Конец цитаты

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments