danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Лекция Дунаева об исихазме

Оригинал взят у abbatus_mozdok в Лекция Дунаева об исихазме

http://santaburge.livejournal.com/249556.html
1. Если действительно путь "молитвенной техники" шел из Индии через Персию в Византию, то странно, что критик совсем не изучил "эту тему" в Ассирийской Церкви Востока: "несторианская" христианская традиция не могла остаться в стороне. Так как там у несториан того времени - была известна дыхательная гимнастика во время молитвы?

2. Все-таки следовало бы полностью разделить два вопроса: формула молитвы и техника. Они не связаны между собою. И уж при разговорах о заимствованиях из других религий речь, разумеется, могла идти только о заимствовании техники. Разумеется ведь, что не имя Иисуса исихасты взяли у индуистов, суфиев или каббалистов!

3. Наконец я предлагаю свою версию объяснения дыхательной гимнастики. Действительно ранние тексты говор только, что молитва должна прилепиться к дыханию. Это значит только и того, что человек должен молиться, как дышать. Ни больше, ни меньше – никакой техники. Но как достичь этого состояния? – Кто-то, наверное, позаимствовал технические средства концентрации внимания из других религий.

4. Со светом все еще интересней: во время физических упражнений с дыханием происходят определенные ощутимые переливы в организме. Это я говорю, как человек, по физическим причинам вынужденный заниматься концентрированным дыханием. Особенно если это делать на голодный желудок (а исихасты были постниками). Благодатное умиротворение как результат молитвы стоящее в параллели с световыми эффектами в глазах – вот вам и путь в лабиринт споров о фаворском свете.

5. Так же мне кажется, что Дунаев немного перегибает, когда утверждает, что исихазм дает гарантию того, что всякий подвижник-исихаст достигнет созерцания Нетварного Света. Гарантий того, что каждый подвижник достигнет совершенства дано не было. Гарантии были даны на метод, который сам, в свою очередь, выступает как условие. Т.е. смысл такой: "Если ты все будешь делать, как учат отцы-подвижники, то ты можешь достигнуть совершенства в созерцании Света и слиянии с Богом. Но все-таки может и не достигнешь. Однако если ты будешь делать что-то не так, то гарантировано, что ты не достигнешь успеха".

6. Кстати, о заимствованиях: «исследователи суфизма считают, что он возник под влиянием восточно-христианского монашества. Например, венгерский исследователь ислама И. Гольдциер считает, что аскетизм в исламе возник под влиянием восточно-христианского монашества, а мистицизм, как философская система, под влиянием философии неоплатонизма и буддизма» (Янгузин А.Р. Культурные и духовные предпосылки суфизма // Вестник Башкирского Университета. Год 2006. № 2. С.115-118). Заметим, что неоплатонизма в христианстве всегда «хватало», так что он мог проникнуть в ислам и оказать свое влияние и без учета буддизма.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments