danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Еретики ли католики?

На вопрос отвечает еп. Тихон (Шевкунов):
а) +Что такое католицизм, мы не будем сейчас напоминать: это школярская тема. Каждый сам может заглянуть в катехизис <...>
-- Заглядываем в единственный официально принятый "катехизис митр. Филарета" -- и ничего там не видим!
б) +Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви так определяет понятие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине»+.
-- Ок, что дальше? Что именно в католицизме "противно Бож. истине"?! Filioque? Но в НЗ нигде не сказано, что Св. Дух исходит (навязывать НЗ различие между "исходить" и "посылать" -- анахронизм) ТОЛЬКО от Отца (см. еще известный труд Болотова). Примат? Но есть обетование ап. Петру и более чем печальный пример православной экклезиологии последнего тысячелетия. Как понимать Писание? Это уже совсем другой вопрос.
в) +«Всякий, во имя Троицы крещеный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Благочестивые люди бывали и будут как в Православной Церкви, так и в Римо-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, и молится “о соединении всех”»... Вот что по поводу именно этих слов, этого откровения апостола говорит святитель Филарет (Дроздов): «Знай же, что, держась слов Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной... По самим законам церковным я предаю частную Западную Церковь всю суду Церкви Вселенской, а души христианские суду или наипаче милосердию Божию».+
Итак, составитель катехизиса митр. Филарет не дерзал называть РКЦ "ложной" и тем более "еретической", так что у еп. Тихона тут нестыковка выходит. Потому и патр. Кирилл вполне мог в совместном заявлении причислять РКЦ к Церкви Христовой -- хотя этому и противоречат некоторые формулировки официальных документов РПЦ. Так что являются ли католики еретиками (и кто именно отпал от Вселенской Церкви -- православные в 1054 г., после Лионской унии и после Ферраро-Флорентийского Собора или католики) -- вопрос далеко не школярский. (Кстати, еп. Тихон не имеет высшего богословского образования.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments