danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Прародитель имябожия о происхождении молитвы Иисусовой

Схимонах Иларион. На горах Кавказа (1907). Гл. 16.

+Старец Паисий Величковский сообщает, что молитва Иисусова в первый раз на земле сообщена была Приснодевственной Богоматери, когда Она в превышеественной чистоте Своей, несравненно чистейшей солнечных лучей, пребывала во святом святых, возрастая девственно – чистейшею плотию, и развиваясь и укрепляясь духом, готовила Себя в Божие жилище, веселое и красное, – в это время, как бы в предобручение приятилища Божества, предварительно была свыше научена сему Божественному Священнодейству – всегдашнему призыванию имени Спасителя рода человеческого – Творца Своего и Господа.
И это сказание старца вполне согласуется с обстоятельствами дела, потому что прежде, нежели Преблагословенная имела в Приснодевственной утробе Своей плотью зачать от Духа Святого Сына Божия, должна была соединится с ним в духе Своем и быть едино с Сыном Божиим, как истинная Матерь Его, всепречистую плоть Свою Ему взаимодавшая и рождшая Создателя Своего.
Потом, – продолжает старец, – Преблагословенная Владычица научила сей священной и Божественной молитве святых апостолов, а они передали ее всему христианскому миру.+
(и т. д. и т. п. Выделено мной.)

Некоторые отзывы о книге:
Крайне не рекомендуется для чтения, так как может повлечь впадение в прелесть»+ (за точность цитаты из Вики не ручаюсь, но предостережение весьма нужное; ср. с отзывом патр. Иоакима III: «содержащей много ошибочного и ведущей к заблуждению и ереси»).

+Напротив, главы, посвященные учению о молитве Иисусовой, об условиях умного богообщения и об имени Божием, высоко оцениваются Лосевым: он видит в них «чистейший образец восточно-свято-отеч[еской] мистики, восходящей через паламитов и исихастов, Симеона Нов[ого] Бог[ослова], Максима Исп[оведника], Дион[исия] Ареопаг[ита], Григ[ория] Нисского к неоплатонизму и Плат[ону]» (Лосев А. Ф. О книге «На горах Кавказа» // Начала. 1995. М., 1996. № 1/4. С. 235-240).+ (из статьи в ПЭ).

Митр. Иларион прямо пишет, что трактат Пс.-Симеона лежит в основе учения Илариона о молитве Иисусовой. +Учение о созерцании умом собственной светозарности заимствовано из сочинений Евагрия Понтийского+ (на самом деле, не только из Евагрия).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments