danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Происхождение техники Иисусовой молитвы

Готовлюсь к лекции по истории Иисусовой молитвы. Проанализировав научную литературу (вкл. новейшую) и тексты (один мой друг выполнил или сверил переводы главных репрезентативных текстов с перс., араб. и санскрита), убедился, что все сомнения Каллиста Уэра насчет влияния йоги и суфизма на технику МИ напрасны.
Сначала йога повлияла на одно еретическое христ. течение III-IV вв., от которого и пошла связь молитвы с дыханием. Потом, начиная с 9-10 вв., суфии заимствовали технику у йогов, и развили ее в 12-13 вв. с помощью йогических трактатов, переведенных на персидский и арабский. А уже от них "исихасты" заимствовали свою практику.
После чтения йогических и суфийских трактатов творения типа Пс.-Симеона, да и весь "исихазм", представляются жалкой и смешной пародией, обезьянничанием, причем у "православных" не было и нет никакого психосоматического и богословского оправдания, описания и осмысления приемов, органичных более для йоги (психосоматика) и менее для суфизма (подробно разработанная теория визионерства, хотя и психосоматика тоже на уровне).
А. Бусыгиным обнаружены несохранившиеся, видимо, на греческом важнейшие тексты в дррус переводах и полемика среди византийских исихастов о количестве МИ за один вдох (это эксклюзивный материал, до сих пор не введенный в научный оборот, сообщаю о нем с разрешения А. Бусыгина, готовящего публикацию для БТ).
Совокупность данных показывает, что соединение современной формулы МИ с "Сыне Божий" с психосоматической техникой произошло где-то в конце 13 -- первой трети 14 в. в результате двойного влияния йоги: с 4 в. напрямую как "традиция", впервые четко зафиксированная у Лествичника, и с 13 в. через суфиев. Это вызвало полемику как среди самих исихастов, так и между ними и богомилами и между Варлаамом и Паламой, но после победы паламизма МИ была, так сказать", канонизирована", а весь "компромат" старательно уничтожен (остался только в дррус переводах).
Собственно, исихазм предстает теперь как скопление разных ересей и нехристианских влияний: помимо уже названных, это евагрианство, мессалианство (также в его поздних разновидностях, как в дррус тексте Пс.-Златоуста), имябожие, а также западный эзотеризм и масонство ("Откровенные рассказы странника", возродившие интерес к технике МИ, и вся софиология от прямо одержимого Соловьева через магизм Флоренского и Лосева).
В отсутствие подлинного и детально разработанного православного богословия и аскетики ничего странного в таком выводе я не вижу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 313 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →