danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Подлинны ли пророчества прп. Серафима и записи Мотовилова?

В 1905 г. в книге "Великое в малом" С. А. Нилусом опубликованы два произведения, которым суждено было оказать большое влияние на историю XX в.
Во-первых, это была первая публикация знаменитых "Протоколов сионских мудрецов". По свидетельствам очевидцев, после революции семьи, в которых находжились эти протоколы, расстреливались. Позже Гитлер использовал их для обоснования репрессий против евреев. Однако оказалось, что это подделка будто бы Охранного отделения, в основу которой положена, якобы, одна французская книга середины XIX в. (в работе Н. Кона, где наиболее подробно излагается эта история среди известных мне публикаций на русском языке, тем не менее, не приводятся текстологические сопоставления с цитатами на языке оригинала). Но независимо от подлинности многие до сих пор считают, что сама история оправдывает истинность содержания протоколов. Сам Нилус чуть ли не сбрендил на этой почве, подготовил множество изданий книги "Великое в малом" (кажется, недавно издана самая полная "последняя" версия), собирал всякую макулатуру с жидо-масонской символикой (как ему казалось).
Во-вторых, тогда же и там же Нилус издал в сокращенном виде беседу прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Трудно сказать, сколь большое влияние имела эта беседа для распространения православия по всему миру в XX столетии. В 1914 г. эта же беседа была переиздана в более полном виде.
Я читал в свое время "Великое в малом" именно в первом издании в спецхране РГБ, еще до всяких перестроек. Но особое внимание привлекла беседа после того, как в начале 1990-х в архиве Флоренского были найдены другие записи Мотовилова (и неудивительно, о. Павел цитировал кое-что уже в "Столпе" – об адских муках). Они были изданы. В этих записях имеются странные пророчества прп. Серафима о конце времен и судьбе России. Я сомневался, есть ли доказательства, что это именно записи Мотовилова в подлинном и неискаженном виде – ведь они дошли через Нилуса, а протоколы, изданные в той же книге, оказались подложными. Но, как водится, пророчества пошли гулять по России, и недавно мне принесли книгу на рецензию, в которой уже собраны все подобные апокалиптические прорицания двух десятков старцев 19–20 вв. С одной стороны, авторитет Беседы и т.п. С другой, новонайденные записи Мотовилова и ненадежность Нилуса как ученого-исследователя.
Но вот недавно найдена и издана писарская копия официальной записки Н. А. Мотовилова к священноначалию с собственноручной правкой и подписью автора. Она издана "Отчим домом" в двух вариантах – адаптированном (исправлена орфография и пунктуация, имеются слабые комментарии) и неадаптированном. Так вот. вчера и прочитал неадаптированную версию, и меня охватили дикие сомнения.
Нет сомнений, что это подлинная записка Мотовилова. Но из нее следует, что этот человек был явно больным. Он сам пишет, что в детстве в момент Крещения в него вместе с благодатью вселился бес по имени Авадон — тот самый, который потом вселится в антихриста. Об обстоятельствах болезни и адских муках Мотовилова не буду писать, подчеркну здесь то новое, что меня поразило. У Мотовилова была явная мания величия. Написав службу свт. Митрофанию Воронежскому, он обиделся на своего духовника, владыку Антония, что тот не посылает службу императору, как обещал, а тем самым лишает автора и духовного венца, и прижизненных благ (наград, званий). Мотовилов передает свои беседы как с духом прп. Серафима, так и при жизни старца. Серафим говорит, что о Мотовилове таково смотрение Божие, что его жизнь станет образцом подвига в миру (мирянина, женатого, не монаха) для будущих людей и что его характер и судьба больше, чем 10 святых и 10 светских героев типа Суворова, вместе взятых. Сам Мотовилов считает, что, стань он монахом, он был бы больше Василия Великого, непременно оказался бы Патриархом и т.п. Мотовилов хочет по откровению (из наставлений при явлениях прп. Серафима) написать то ли одну, то ли 155 книг для пользы всей России, в которой изложил бы все богословие от сотворения мира до апокалипсиса. Наброски он приводит. Оказывается, что благодать Божия — не что иное как всемирное тяготение. Бог вначале сотворил силу творную (видимо, от слова творить). Она управляет похотью, размножением и т.п. У апостолов она была в ступнях, поэтому Господь омыл им именно ноги. Апостолу Павлу же не омыл, поэтому в нем действовал пакостник плоти, но и сила благодати ему была дана большая для сопротивления. Брак в Кане, оказывается, был у Симона Левита (какой-то явный апокриф). Дается подробная картина устроения мира — сколько в нем сфер, солнечных систем и т.п.
Сам Серафим — уже не в явлениях, а при реальных беседах — говорил Мотовилову, что, хоть Серафим подписывает свое имя с трудом и грамматику не учил, но вряд ли в России найдется еще один человек, который прочитал бы столько книг, как Серафим. Он, оказывается. читал по 2-3 книги в день. Памятью такой обладал, что все помнил наизусть от корки до корки. А всего прочитал он на русском и славянском более 10000 книг! (Если читать по 3 книги каждый день без отдыха, и то на это потребовалось бы 10 лет. Я не верю в реальную возможность этого для Серафима — даже ученый прочитывает столько за всю жизнь, а не то что наизусть помнить). При этом читал не только Отцов, но и всемирные истории и т.п. Сам Мотовилов тоже имел незаурядную память и помнил все Писание наизусть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments