
1) Муравьев представляет Акиндина совсем как Варлаама -- этакого "западного Чаадаева" (хотя даже применительно к Варлааму это ошибочно). То есть Муравьев вообще не читал (хотя и умудрился написать рецензию!) даже эти первые 2 антирретика Паламы (хотя есть и полный русский перевод Яшунского), не говоря уже о сочинениях самого Акиндина: если бы читал, то уразумел бы, что Акиндин был богословом исключительно греческой почвы.
2) Утверждение Муравьева, что молитва Иисусова (причем он приводит позднейшую традиционную формулу) была известна уже египетским монахам 3 [sic! 44:17]-4 вв., меня ввергло в ступор.
3) Дальше -- больше. Муравьев с этаким апломбом утверждает, будто в Евангелиях говорится, что Христос восходит на гору Фавор (50: 17), при этом "уточняя" для профанов, что, мол, по-арамейски/по-еврейски это "Табор"... Хотя прекрасно известно, что в Евангелиях гора не называется, а в церковной истории у Фавора был конкурент. Беру первое попавшееся -- комментарий Лосского к иконе Преображения: "Древнее мнение (Ориген, Комментарий на Псалом 88, 13: PG 12, 1548 D), ставшее общепринятым, стремится отождествить «гору высоку» Преображения с Фавором. Тем не менее, евангельские повествования указывают, скорее, на Ермон".
4) Про Фаворский свет вообще сказано очень расплывчато, никакой конкретики (ср. с моим докладом о Фаворском свете в ИФ РАН).
5) Исихазм как основа русского монашества -- популистский, но весьма спорный тезис. А вся беседа заканчивается заявлением ведущей, что исихазм -- основа и всей русской религиозной философии от Соловьева до Лосева, с чем Муравьев соглашается. Не знаю, состоялась ли эта "следующая передача"...
Вывод у меня неутешительный.
Муравьев все же учился несколько лет на классике. Если тут у него за несколько минут столько лажи, то что же представляют его лекции по христианским культурам народов Востока: сирийцев, коптов, эфиопов, грузин, армян?.. И чем стала бы его маниловская "фундаментальная история христ. Востока" -- страшно даже подумать... (И есть планы, про которые я понимаю, что осуществить их очень сложно, но было бы желательно. К таким планам относится, например, желание написать полноценную историю христианского Востока, такую фундаментальную, с объяснением всех особенностей и всех взаимосвязей.)
Как сказал один мой знакомый: "Муравьев -- клоун". К великому сожалению, приходится с этим согласиться.
P. S. Фотография добавлена из ФБ жены Муравьева, в день Илии пророка. Как известно, Илия вместе с Моисеем соприсутствовал Христу в великий праздник исихазма -- день Преображения. "Здесь пророк погружен в молитву, и то, что сложилось это изображение в то время, когда появились зачатки исихии, молчальничества, распространенного среди монахов, в пустынях подвизавшихся, как нельзя более соответствовало представлению исихастов о ведении Слова, о «духовном делании»" (отсюда).