danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Рецензия на Лурье, окончание

Греческий не могу правильно запостить, да и с подчеркиваниями некогда возиться, семаджика нет на работе, так что кому нужно, пишите, мылом вышлю рецензию.

К стр. 3. Дважды цитируя Аммония, В.М. Лурье почему-то не указывает места, откуда взяты цитаты, что на мой взгляд есть проявление неуважения к читателю. Я взяла на себя труд определить оба цитируемых фрагмента. Это In Cat. 41, 3-6 и In Cat. 41, 13-17 в издании CAG 4.4 Busse 1895. В переводе первого фрагмента допущена ошибка. Фраза: kaqТlou dќ lљgetai oЩ t¦ prХ tоn pollоn, ўll¦ t¦ ™n to‹j pollo‹j (общим же зовется не то, что прежде многого, а то, что во многом) переведена как «общее говорится не прежде множественных, а во множественных», что существенно искажает смысл фразы. Но главное, что истолкованы слова Аммония абсолютно превратно, так как автор не понимает центрального для этого философа различия между «существовать в подлежащем» (en hypokeimeno einai) и «сказываться о подлежащем» (kath’ hypokeimeno legetai). Согласно Лурье, изложенная в In Cat. 41, 3-6 позиция соответствует тому, что в лат. схоластике называется universalia in rebus, что в корне неверно! У Аммония общие сущности имеют самостоятельное существование и не находятся в первых сущностях (единичных вещах) но сказываются о них. Ср. 40, 19: «общее не нуждается в первых, то есть частных сущностях, чтобы существовать, но чтобы сказываться о них». Возможность «сказываться о чем-то» не говорит о зависимости общих сущностей от частных по бытию. Не будь частных сущностей, общие никуда не исчезли бы, просто они утратили бы возможность быть чьими бы то ни было предикатами (если исчезнут все красивые вещи, с идеей красоты ничего не случится, просто уже никого нельзя будет назвать красивым). Более того, общие сущности, согласно Аммонию, суть «в истинном смысле первые» (36, 17), «первые по природе» (36, 6), хотя и вторые для нас по познанию. Да и как может быть иначе? Подвергнуть сомнению бытие общих сущностей, то есть идей, для платоника – нонсенс! Свою главную задачу Аммоний как раз и видит в том, чтобы разъяснить, почему обладающие большей реальностью первичные общие сущности Аристотель называет вторыми, а уступающие им по бытию частные, наоборот, - первыми.
К стр. 4. В свете вышесказанного ясно, что все последующие заявления В.М. Лурье о том, что Аммоний «не постулирует самостоятельной реальности общего» или что «первичной реальностью объявляется именно реальность первой сущности как сущности частной», находятся в явном противоречии со словами самого Аммония, так что если бы автор удосужился прочитать пусть даже несколько страниц из комментария на Категории (с 35 по 41, где речь идет о категории сущности) он бы просто не мог допустить подобных ошибок. Ведь нужно быть совсем уж неучем, чтобы не понять этот древний школьный текст, в котором одна и та же мысль вдалбливается в голову читателя по нескольку раз.
К стр. 4. Фрагмент In Cat. 41, 13-17 переведен не полностью. Его конец оборван, отчего все место в целом получает неверное толкование. У Аммония:

Toаt' њstin aѓ mќn kaqТlou oЩs…ai kat¦ tоn merikоn lљgontai, t¦ dќ sumbebhkТta ™n ta‹j merika‹j
oЩs…aij tХ eЌnai њcei: mѕ oЩsоn oвn tоn prиtwn oЩsiоn oЬte aѓ kaqТlou e„s€n oЬte t¦ sumbebhkТta.
e„kТtwj oвn aѓ merika€ oЩs…ai prоtai eЌnai lљgontai. ka€ kalоj њtaxen ™n mќn to‹j kaqТlou tХ
lљgetai, ™n dќ to‹j sumbebhkТsi tХ њsti.
У Лурье:
«…общие сущности сказываются согласно частным (сущностям), а акциденции имеют бытие в частных сущностях: если не будет первых сущностей, то не будет ни общих (сущностей), ни акциденций. Поэтому-то и называются [у Аристотеля] частные сущности первыми.»
Как видите, заключительной фразы, поясняющей, в каком смысле без частных сущностей не будет и общих (а именно в смысле сказывания), у Лурье нет, и это позволяет ему сделать неправильный вывод, что общее у Аммония зависит от частного в смысле существования.
К стр. 4. Даваемое В.М. Лурье определение аммониевой частной сущности как «первой сущности Аристотеля, рассмотренной отдельно от своих акциденций» неверно. Наоборот можно указать несколько мест, где частная сущность (merike ousia) и первая сущность (prote ousia) отождествляются прямо, без каких-либо оговорок (In Cat. 40, 20; 41, 15; 41, 23). Как видно, автора смущает сама возможность логического различения между сущностью и ее привходящими признаками (акциденциями), так что стоит ему встретить это различение, он тотчас принимает его за онтологическое, бытийное. Тут можно только посоветовать автору внимательно перечитать аристотелевские Категории, главу 2, где как и у Аммония первая сущность рассматривается отдельно от своих акциденций.
К стр. 6. «Учение Аммония о частных сущностях предполагает реальность … именно этих сущностей, а не общих природ» - неверно (см. выше).
К стр. 7. «Аммоний предоставил возможность понимать реальное бытие общей природы как реальное бытие совокупности частных природ» - неверно: это автор спутал Аммония с Боэцием, которому сам же чуть выше, опираясь на опубликованную в сети работу Спэйда, приписал подобное учение об универсалиях.
К стр. 11. «В философской системе Аммония общая природа (вторая сущность) перестает обладать реальным существованием» - неверно (см. выше).
К стр. 13. «Для Аммония частные сущности предшествовали вещам только логически, в умозрении» - неверно, т.к. частные сущности у Аммония просто тождественны единичным вещам (см. выше).
* * *
Подводя печальный итог этому критическому разбору, я вынуждена заключить, что решившийся писать об Аристотеле и Аммонии В.М. Лурье не читал ни того, ни другого – ни сами Категории ни тем более комментарий к ним. Его информация может быть заимствована только из вторичных источников, которые, возможно, были еще и неправильно поняты. Отсутствие серьезных исследований по Аммонию и александрийской школе, на которое он ссылается, сейчас уже факт прошлого.
Когда-то в своей полемике с Е. Афонасиным по поводу перевода Стромат Вы, Алексей, сетовали на то, что подобная халтура и искажение смысла до неузнаваемости имеют место тогда, когда светские ученые берутся за церковных авторов. Но теперь Вы возможно убедитесь, что причина подобного рода отношения к своему предмету кроется не в конфессиональной принадлежности автора, а просто в его порядочности и добросовестности.

С уважением, С. Месяц

Так что, в общем, у Светланы такие же выводы, даже хуже, как у меня были по 4 векам по богословию. Хгр'у лучше подумать семь раз, прежде чем пускаться в публикации по античной философии.
Subscribe

  • Еще раз о грантах ПСТГУ

    +Среди получателей самых крупных субсидий — Санкт-Петербургская и Московская духовные академии РПЦ (14 и 13.6 миллионов рублей соответственно),…

  • 3 соцопроса по религиозности за 9 лямов

    +Среди победителей конкурса мы нашли исследование религиозности россиян от РПЦ, ради которого Православный Свято-Тихоновский богословский институт…

  • Главная обязанность еврея

    По словам Аси Штейн, супруги Андрея Десницкого (увы, оба позорника -- выпускники класс. отд. филфака МГУ, а первая даже ходила на занятия дргреч в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Еще раз о грантах ПСТГУ

    +Среди получателей самых крупных субсидий — Санкт-Петербургская и Московская духовные академии РПЦ (14 и 13.6 миллионов рублей соответственно),…

  • 3 соцопроса по религиозности за 9 лямов

    +Среди победителей конкурса мы нашли исследование религиозности россиян от РПЦ, ради которого Православный Свято-Тихоновский богословский институт…

  • Главная обязанность еврея

    По словам Аси Штейн, супруги Андрея Десницкого (увы, оба позорника -- выпускники класс. отд. филфака МГУ, а первая даже ходила на занятия дргреч в…