danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

"Лурииты" о постах (маргиналии)

Любопытная публикация "дискуссии" луриитов о православных постах: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=114230
Как всегда, Т. Сенина ("монахиня Кассия") зажигает не по-детски -- и мне больше всего импонирует. Но тем не менее...
Начинается ее доклад с апелляции к Апостольским правилам, однако не уточняется, что, хотя они и были включены в канонический корпус, происхождение их довольно позднее (примерно IV в.), а богословская репутация -- небезупречная (в указанной статье в ПЭ благоразумно не упоминается о том, что еще свт. Фотий писал об их арианском характере).
Посему утверждения Кассии о якобы незыблемой норме 40-дневного Великого Поста ничего не стоят. Ранние христиане в первые 3 века постились произвольно -- от 40 дней до 1 (лит-ра: СДХА, с. 772 под № 475).
Утверждения Кассии о позднем происхождении всех прочих постов верны, однако и тут есть своя специфика. Так, в XI в. Петров пост, кажется, еще не был повсеместно утвержден во всей Византии -- но на Руси он справлялся обязательно. Почему? Ответ (возможно, небесспорный, но согласный с общей логикой церковных праздников) предлагает ак. Рыбаков (Язычество Древней Руси. М., 1987. С.675): "плавающий" Петров пост на Руси был направлен не столько на почитание апостолов Петра и Павла, сколько на искоренение праздника "Ивана Купалы". (Я не литургист и не канонист, так что был бы рад поправкам знатоков.)
Однако доклад Кассии не касается самой сути постов, которую затрагивает как раз В. М. Лурье (предки которого были весьма почитаемыми раввинами). Все эти иудейские ограничения были направлены на выделение богоизбранного народа из языческой массы, были призваны всячески утяжелить общение с язычниками. По этой же аналогии и фарисейские посты (Лк. 18, 12) были призваны выделить фарисеев из среды обычного народа. Обычно в догматиках ссылаются на Мф. 9, 15 в оправдание христианских постов (явное подражание фарисеям, только в другие дни, ср. Дидахи 8, 1: "Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой"), но забывают про Мф. 18, 20. Не будь постов -- чем бы "православные" выделялись от других людей, за исключением бород или платочков и длинных юбок?
Наконец, "лурииты" не упоминают о раннехристианской практике поста ради экономии денег во имя страждущих христиан, во узах сущих. Между тем, именно этот "филантропический" аспект следовало бы особенно подчеркнуть.
Сетования Кассии о том, что посты не сопровождаются никакой правильной молитвенной практикой (особенно в сравнении с восточными религиями), абсолютно оправданы. Дело в том, что молитвенной практике (если только не считать за таковую бездумную вычитку акафистов или попугайное повторение кратких молитв) в Православии вообще не учат, ибо таковой и вовсе нет: отсутствие руководств (за исключением убогого трактата о 3 способах молитвы) говорит само за себя, а что и было (уполовиненная психосоматическая техника) -- и то заимствовано из восточных религий. Как-то Кассия в рецензии на мое издание "Византийских исихастских текстов" сама это красноречиво признавала.
[Сделаю отступление. А как же, скажут, молитва Иисусова, доступная, якобы, и для мирян? Но и эта практика на протяжении многовековой истории при отсутствии интеллектуального осмысления соединилась со множеством ересей (перечислю их: "ноздремолитвенники" Епифания как заимствование из индуизма, евагрианство как оригенистическая безОбразная молитва, мессалианство, омфалопсихизм как прямое заимствование из ислама, паламизм в его "энергетийном приложении" "а ля Хоружий", "древнерусское мессалианство", влияние эзотеризма и масонства в XIX в. на общемагической почве, имяславие), притом на протяжении веков имея перерывы в традиции и не имея четко выраженной школы.]
Сухая выдержка из этой дискуссии "луриитов" может быть только одна. Посты, насажденные монахами мирянам вопреки здравому смыслу, нужны в "Православии" именно как одна из его главных фишек. Не будь ее и пары-тройки других (типа треб или свечек на обрядовом уровне или Филиокве и папы на догматическом) -- то при отсутствии внутреннего содержания что осталось бы для "массовых верующих"? Что может предложить им нынешняя РПЦ с ее уже нескрываемым культом золотого тельца? А так -- хоть и "гробы", зато "повапленные".
Потому -- поститесь, молитесь и слушайте радио Радонеж!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments