danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Евхаристия

Смысл (оставляя в стороне агапы и проч., говорим только о богословской стороне)?

I. Причастие Божеству (как соединенному с Телом). Позиция, особенно близкая Кириллу Алекс. и монофизитам. На первый взгляд, снимает все проблемы. Остается, правда, паламитская проблема, что понимать под божеством -- только ли энергию или сущность тоже.

II. Важно также и причастие Телу Христову относительно человеческой природы. Позиция, особенно значимая для несториан. Возникает вопрос: какому Телу?
IIа. Как на Тайной вечере -- еще не воскресшему.
IIб. Воскресшему.
Если IIб, то смысл очевиден. Скрытая опасность оригенизма.
Если IIа, то смысл неочевиден, если считать Тело Христа тленным (отсюда ересь Глики), и очевиден, если считать Тело нетленным (афтартодокетизм: "ересь", на самом деле не осужденная Вселенскими Соборами).

Отсюда (особенно при IIа) проблема идентичности причастия до и после Воскресения, а также при отождествлении Тела и Хлеба -- возможности дробления, тления и проч. уже воскресшего Тела.

Итак, всюду подстерегают "ереси". Выпутаться из них православное богословие без помощи католиков не смогло бы.

(Навеяно вот этим.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 214 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →