danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Вступительные замечания

Роль русских философов и богословов в возрождении интереса к паламизму. Вклад А. Ф. Лосева.
Роль Издательского Совета РПЦ и лично Е. А. Карманова.
"Триады" впервые должны были публиковаться в БТ, был даже набор (по крайней мере один такой номер БТ сохранился в частном архиве). Карманов подвиг Бибихина на перевод Макария и Паламы.
Вклад В. В. Бибихина. Позиция С. С. Аверинцева (по воспоминаниям В. В. Бибихина) и В. В. Бибихина (в изданных текстах и в личной переписке): антипаламитская (с догматической точки зрения).
Об Аверинцеве. "8.2.1987. В "Богословских трудах" 27 выбросили его краткого энциклопедического Паламу, и зря: он отделял там догматиста от святого, недоумевал, как можно делать догмат об энергиях чуть не сердцевиной православия: жили без него 500 лет и еще проживем. Он так прав. Разве что, раз уж Палама так зажигателен, надо подхватить эту искру" (с. 345).
Аналогии в возникновении паламитских и имяславческих споров (Афон, спор об Иисусовой молитве). Значение паламизма для решения имяславческих споров.
Значение паламизма и "Ареопагитик" как вариантов "богословского неоплатонизма" в решении имяславческой проблематики (имя и энергия как посредники между Богом и человеком). Иоанн Дамаскин: имя Сущий указывает на бытие Божие, Теос указывает на бож. деятельность, прочие — на то, что Он не есть или что сопутствует Его природе, но не показывает самого существа Его. Феофан Никейский: имена Божии выражают действия Божии, суть энергии, в т.ч. логос и пневма (для снятия трудности филиокве при рассмотрении выражения "дух Христа").
Аналогии в возникновении паламитских и имяславческих споров (Афон, спор об Иисусовой молитве). Искажения молитвенной практики и богословия имени в сторону магизма, без учета свободной воли Бога и намерения человека (мессалианство как техника "принуждения Бога"; техника молитвы "пуподушников" и Иисусовой молитвы на Руси; в виде крайности имяславие: Имя Божие есть Бог, даже если произнесено попугаем). Еп. Илариону Алфееву легко доказать, что Имя Божие тварно (как облеченное в некие тварные звуки, буквы), хотя имяславцы пытались отождествить Имя с энергией или представить его вечно существующим. При этом сила Имени объясняется присутствием в нем энергий. Тогда все имяславие упирается в проблему: что такое Бож. энергии, каково их отношение к сущности Божией? Согласны ли имяславцы, что в имени две энергии (тварная и нетварная)? Если Бож. энергия отлична от Бож. сущности, то можно ли сказать, имя Божие есть Бог, а не "просто" бож. энергия? Каково отношение умной молитвы и Евхаристии?
Терминологические пояснения: в докладе слово "богословие" понимается в широком смысле (все сферы, так или иначе относящиеся к нему). Паламизм: учение самого свт. Григория Паламы (далее: Палама), Собор 1351 г. (церковная рецепция учения Паламы) (и отчасти 1368 г.), позднейшие паламиты. Необходимость учета мнений антипаламитов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments