danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

О статусе катехизиса Поместной Церкви

На паламитском соборе 1351 г. возник закономерный вопрос: в какой мере КНП Церковь имеет право рассматривать и принимать окончательные решения по вновь возникшим вопросам догматической значимости в отсутствие патриархов других православных Церквей?
В моей неопубликованной статье я также поднял этот вопрос и доказывал, что паламитские определения Поместного Собора до сих пор имеют характер частных определений до утверждения их Вселенским (или Всеправославным) Собором.
Отчасти та же самая апория касается и катехизисов РПЦ. Поскольку они затрагивают (по крайней мере, должны -- разве что будет искусственное ограничение и "кастрация" материала) догматическое учение ВСЕЙ Церкви, выходящее за рамки компетенции Поместной Церкви, то эти тексты не имеют абсолютной значимости даже для верующих России, не говоря уже про другие страны.
Похожие доводы выдвигали в свое время и имяславцы.
Так что не решив предварительно свои экклезиологические проблемы, православные Церкви, на мой взгляд, не имеют права претендовать на всеобщую значимость их частных текстов, выходящих за рамки компетенции Поместной Церкви. А из этого вытекает то, что тексты нового катехизиса, предполагаю, должны быть максимально общими и расплывчатыми по крайней мере в тех вопросах, которые могут вызвать напряженность у разных читателей, интересующихся догматикой. И уж во всяком случае согласие с этим новым катехизисом не упомянуто как необходимое условия допуска к причастию в недавно принятом документе о Евхаристии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments