danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Как Бог присутствует в мире согласно схоластам

Еп. Сильвестр (Малеванский), т. 2 (Киев, 1885), 133–134, сноска.
1) сущностно, substantialiter sive essentialiter, et proprie et vere (Гуго Сен-Виктор, Ричард Петр Ломбардский).
2) энергийно-динамически, virtualem (Фома Аквинский). Субстанция Бога присуща всему как causa essendi. (Параллель с Паламой?)
3) и так, и так (Александр Галльский). Бог присутствует в мире трояким образом: essentialiter, praesentialiter, potentialiter. Иначе в бесчувственных вещах, иначе в людях, иначе в обоженных людях. Но эти три способа различаются только в нашем представлении, а сами по себе не различаются. Так же и у мистиков (Иоанн Бонавентура, Бернард Клервоский, Таулер). На вопрос, существует ли Бог в диаволе, отвечали, что и в нем — настолько, насколько диавол есть природа и дух.

Я склонен именно к третьему подходу ("царский путь" богословия, избегающий крайностей). И, как кажется, именно он близок к позиции свт. Фотия: "Божество есть во вселенной действием и сущностью". Причем Фотйи отвечает и на вопрос, как же получается, что, когда нечто имеется у кого-либо по сущности, это не заставляет мыслить его одной с ним ипостасью (ср. вопрос, который мне задал euhenio в рамках интерпертации Дамаскина)? По Фотию, разные смысли "иметься по сущности" — либо в смысле смеси как составляющее часть ипостаси (душа у тела), либо не как часть смеси, но некое схождение, сохраняющее ипостась, типа как исскусство кормчего руководит кораблем. Я бы провел аналогию с разными типа соединения у стоиков и разными типами причастности у Исаака Аргира. Разъяснение Фотия, по сути, — не очень удачная (о чем он и сам пишет) попытка выразить на словах и через пример формулированную им сущностно-динамическую модель.
Вообще, должен сказать, все вопросы, какие ставили виз. богословы, уже продуманы и получили разрешения (правда, разные) у схоластов. Сноски Малеванского о схоластах едва ли не ценнее основного содержания. Когда же мы доживем до нормальных и обозримых учебников по античной философии и схоластике на русском (и доступных)? То, что я читал на русском, никуда не годится. (У нас только А. Р. Фокин начинает заниматься схоластикой [но сколько еще времени пройдет, пока он дозреет до "нужной кондиции"? даже если он издаст вскоре учебник, то это будет как в ПЭ и только по раннему периоду], и все! А ведь тут целая группа нужна, если не институт. Правда, в ЖЖ для кого-то hgr заменяет все институты, вместе взятые, и все православные догматики, вместе взятые :) Тем более что в учебнике надо использовать обе схемы: и по авторам, и по темам. У Лосева в ИАЭ — тематически только в последнем томе, не заменяет систематического изложения по терминам и идеям.
Subscribe

  • Поощрение многодетным???

    Впервые узнал о существовании в Эрэфии ордена "Родительская слава". Я еще помню совковые времена, с орденом многодетным матерям "…

  • О наночастицах в вакцинах

    Теперь, после появления ряда исследований о наличии в антиковидных вакцинах наночастиц, а также о механизмах образования тромбов благодаря вакцинам,…

  • Законный простой вопрос

    https://rossaprimavera.ru/news/7a705143 Если ковид -- искусственное биооружие (что было ясно с самого начала, но тогда активно отрицалось), тогда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments