danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Собор 1351: третье заседание

Первоисточники: Tom. Syn. // PG 151, 724 A — 725 D; Nic. Greg. Hist. XXI, 2, 1–5 // II, 999–1001; Theod. Dex. App. 8–10; Ars. Tyr. Tom. Antioch. 346–409.
Состоялось 8 июня (RegCNP. P. 267).
Под давлением императора Григоре и его сторонникам пришлось присутствовать на 3-м заседании (Nic. Greg. Hist. XXI, 1 // II, 998–999; Ars. Tyr. Tom. Antioch. 344–346). Однако Григора не принимал уже активного участия в прениях, поэтому его повествование о Соборе должно быть дополнено из других источников (ср.: Polemis. 1993. P. 250).

Сначала антипаламиты прочитали свое исповедание веры. Оно начиналось с Никео-Цареградского символа. Продолжение сохранилось в Томосе Арсения Тирского (Ars. Tyr. Tom. Antioch. 349–371). Там содержались уверения в следовании постановлениям семи Вселенских Соборов, без каких-либо изъятий и без новых догматов; в заключение относительно Варлаама и Акиндина говорилось: «Мы одобряем то, что постановила и решила о них святая Божия Церковь» (PG. 151. Col. 724 AB). По свидетельству Дексия, последние слова подразумевали «нашего патриарха» (Theod. Dex. Ep. I: 37). И. Мейендорф (Meyendorff. 1959. P. 144, 409) ошибочно приписывает авторство письма Арсению Тирскому и думает, что речь шла о патриархе Антиохийском Игнатии, тогда как Дексий имел в виду — как справедливо полагает И. Полемис — патриарха Иоанна Калеку (Polemis. 1993. P. 248).
Император заявил, что патриарх и епископы будут рассматривать обвинения в адрес как направленные против них самих (Theod. Dex. App. 8). Антипаламиты возразили, что в таком случае те не имеют права судить, поскольку открыто заняли противоположную позицию. На вопрос императора, кто же тогда должен судить их, один из антипаламитов (Дексий не называет его имени) ответил, что такое решение может вынести император, с чем последний сразу же согласился, хотя, как замечает Дексий, на следующем заседании император вернул епископам их судебные полномочия. От имени епископов император спросил, в чем причина разногласий, на что антипаламиты ответили, что все дело в ереси Паламы, и предложили рассмотреть на Соборе отрывки из сочинений Паламы. Император согласился и написал соответствующую официальную записку (σημείωσις).
Затем были прочитаны «главы, извлеченные из разных слов» Паламы (Ars. Tyr. Tom. Antioch. 376). Рядом с избранными главами лежали и подлинные сочинения Паламы целиком для устранения сомнений в подлинности отрывков (Nic. Greg. Hist. XXI, 2, 2 // II, 999–1000). Согласно Филофею Силиврийскому, всего было 7 глав (Philoth. Selybr. Dial. 2515), но Григора говорит о 20 главах (ἐκ τῶν διπλῆς δεκάδος κεφαλαίων: Hist. XXI, 2, 6 // II, 1002). Григора пишет, что на 3-й сессии были прочитаны 3 главы и столько же — на 4-й, хотя чуть ниже Григора утверждает, что на 4-м заседании были прочитаны одна-две главы (Ibid. XXI, 3, 4 // II, 1004). Согласно Дексию, было прочитано и обсуждено всего лишь 3 или 4 главы (Theod. Dex. App. 10: 20–21; 11: 46–47). (Возможно, говоря о чтении 4-х глав при описании 3-го заседания, Дексий имел в виду, что на 4-й сессии чтение и обсуждение глав было вскоре прекращено, так что не все главы были прочитаны до конца.) После прочтения трех первых глав паламиты перевели прения на тему Фаворского света, прочитав цитаты из Беседы на Преображение Господне Иоанна Дамаскина (гл. 7–9 // PG. 96. Col. 557 C, 560 C) и из 40-го слова Григория Богослова (PG. 36. Col. 365 A). Наиболее подробный отчет об этих прениях содержится в Антиохийском Томосе Арсения, но значительная часть текста испорчена: сохранившийся далее текст описывает уже 4-ю сессию; лакуна имеется и в Истории Григоры (XXI, 2, 3 // II, 1000), так что полностью восстановить дальнейший ход сессии невозможно.
Согласно Григоре, из-за головной боли сам он говорил немного, но предоставил такую возможность неким «мудрым соратникам», а потом и одному из своих юных учеников (Ibid. XXI, 2, 5 // II, 1001), который, якобы, посрамил Паламу. По изложению Соборного томоса (PG 151. Col. 724 B), были прочитаны выдержки из некоторых сочинений Паламы, в которых «часто» говорилось о двух или многих божествах, высших и низших. Один из примеров такого словоупотребления сохранился в первоначальной редакции 3-го письма Паламы к Григорию Акиндину (ИАБ. 9. 933–934). Тогда с речью выступил император, приказавший состязаться не о словах, а о сути (PG. 151. Col. 724 B — 725 A). Затем Палама сказал, что если речь идет о сути и догматах, а не о словах, то он согласен с сутью и относительно выражений спорить не будет. На выдвинутые против него обвинения он ответил, что никогда не помышлял о трех божествах Отца, Сына и Духа и никогда не называл божеством божественную или ангельскую сущность или ипостась, кроме триипостасного божества и извечных божественных действий, следуя в этом Дионисию Ареопагиту и полагая, что говорит согласно со святыми. Он поступал так, будучи вынужденным Варлаамом, который утверждал, что только божественную сущность можно называть нетварным божеством, а энергию низводил до творения. При этом Палама никогда не думал о многих божествах, как клевещут его противники. Заключил свою речь Палама обещанием принять любое решение Собора, если речь идет о словах. На это царь и Собор, одобрив благочестивые мысли Паламы, постановили, что небезопасно говорить или помышлять о двух или многих божествах или вообще о числе божеств, но весьма побуждали и думать, и говорить о различии божественной сущности и божественной энергии или энергий, с чем Палама радостно согласился. На этом, согласно Соборному томосу, закончилась 3-я сессия (Ibid. Col. 725 D).
По Дексию, император прервал заседание под предлогом войны с латинянами (Theod. Dex. App. 10; 34): в то время Византия вела в союзе с Венецией войну с Генуей (Polemis. 2003. P. XXXVI). По мнению антипаламитов, это был единственный способ спасти Паламу от поражения.
= = =
Ср. с изложением И. Мейендорфа (буквально несколько строк).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вопрос к опытным пользователям ноутов

    Сразу после покупки ноута заменил DVD-ROM на второй жесткий диск (2,5) (в магазине спец вставил салазки). Уверили, что даже при отсутствии охлаждения…

  • Что такое "справедливость"?

    Интересная статья моего знакомого (по общему интересу к наследию Н. М. Тарабукина) Н. С. Плотникова. Вот цитата: +В России справедливость и правда…

  • Вертолет митр. Георгия и черная икра

    Митрополит Нижегородский - сколь много дум о нем! Вертолетная площадка - мелочь. Для ПК таковая (одна из...) давно была построена в Сергиевом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments