danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

О Каждане

ПравМир опубликовал интервью с известным византинистом-атеистом С. А. Ивановым. Отдадим должное честности ученого: он сам признается, что не верит в Спасителя как Мессию: +Что касается таких вещей, как чудеса, то про это я предпочитаю не разговаривать. В конце концов, даже Спаситель не совершил чудес там, где Его не признавали Мессией. Значит, заведомо этого нельзя сделать со мной. Кто не верит в чудеса, тот их и не увидит. Это, по-моему, справедливо.+ Я лично вполне согласился бы с формулировкой: +Считается, что есть целые сферы предметов, которыми должен заниматься именно историк воцерковлённый. Мне, конечно, не раз приходилось сталкиваться с этим подходом, люди обижались, хотя я стараюсь ничьих чувств не задевать+ -- но, в случае с Ивановым, должен признать, что отсутствие религиозного чутья во многом обесценило его книги о юродивых и миссионерстве, сделав критический взгляд излишне плоским и примитивным, поверхностным (его книги были подвергнуты справедливой критике А. Ю. Виноградовым: http://www.patriarchia.ru/db/text/73309.html, http://www.patriarchia.ru/db/text/111501.html). Разве что его путеводитель по КНП представляет интерес.
Но постинг не про это. Я уважаю религиозные взгляды любого человека, если они не экстремистские.
Один из разделов интервью с Ивановым посвящен неумеренному восхвалению А. П. Каждана, учеником коего Википедия называет как раз Иванова. Так вот, книги Каждана, написанные в духе экономического марксизма-ленинизма, вызывали у меня тошноту при одном приближении к ним, я не мог читать их. Впрочем, это и не мои интересы. Но вот его книги по византийской культуре и литературе, более сносные, не производят впечатления ничего выдающегося.
Интересно, что после эмиграции в Израиль, Европу и в итоге в Америку многие книги выходят у него в соавторстве. А трехтомный "Оксфордский византийский словарь" под его ред. настолько примитивен, что я им никогда не пользуюсь.
Поэтому мне было бы очень любопытно узнать, чем же так велик Каждан как византинист -- кроме того, что был в византинистике самоучкой и смог эмигрировать из СССР?
Кстати, в автобиографии, изданной в альманахе "Одиссей. Человек в истории", Каждан относится к себе весьма критически. Ее стоит прочитать. Квинтэссенцию автобиографии находим в одном из его писем 1992 (!) г.:
+Я ведь делом-то не учился, кончил два года университета в 41 г., потом работал и сдавал заочно (т. е. без приобретения знаний), греческий учил самоучкой и по сей день делаю странные ошибки. Политически был вполне конформистом - в 35 г. печатал ортодоксальные стихи на день Первого мая и т. п. К аспирантуре скакал с одного предмета на другой - эллинизм, английское средневековое право, церковная история, аграрная Византия. В общем, все как не надо. Преподавал (внештатно) в заочной В П Ш (два лета) - древнюю и средневековую историю - тогда это было (45 и 46 г.) - был активным атеистом, написал очень плохую повесть «У стен Царьграда». Симпатичный образ, правда? Можно сказать, почти в друзьях с Крывелевым ходил+ (http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3752/2/1252825.pdf, читать со с. 336).
Уже в Америке, в Дамбартон-Оук: "Здесь начал вести семинар - читаем письма Пселла. Нелегкая работа! Ходит человек 10, в большинстве знающие язык лучше меня - я вылезаю за счет знания реалий и за счет наглости" (там же, с. 397). Не представляю, что бы он стал делать с "реалиями", если бы ему пришлось читать богословские или философские трактаты Пселла?! На одной наглости бы выезжал?
Миф о Каждане -- сродни мифу об Аверинцеве.
Так что С. А. Иванову следовало бы поучиться у своего учителя примеру самокритики, а порталу ПравМир снабдить интервью Иванова хотя бы небольшими комментариями для широкой малограмотной аудитории, раз уж портал +Правмир начал публикацию серии интервью с теми, кто сегодня создает русскую культуру в самом широком смысле слова+. Не хотелось бы лично мне видеть русскую культуру в таком виде!
Ну что ж, первый блин, как всегда, комом... Лиха беда начало!

P. S. Подробнейший критический разбор книги Иванова о византийском миссионерстве можно найти в рец. М. В. Грацианского: ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбил. сб-к в честь... И. С. Чичурова. М., 2006. С. 371-411 (как раз перед ней -- печатная версия упомянутой рец. Виноградова).
Tags: византинистика в России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments