danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Коккин о Евхаристии

Интересный документ -- исповедание веры Филофея Коккина (датируется в любом случае второй половиной 14 в.). Критически издано в ЕЕThS, нов. сер., отд. богословия, т. 10, Фессал. 2000, с. 20-41. Про Евхаристию долгие рассуждения на с. 34-36. Он заявляет о том, что Тайны суть истинные Тело и Кровь, а поскольку тело Христа после воскресения стало нетленным, то нетленны и евхаристические дары. Тут он, однако, не учитывает, что хлеб и вино сохраняют свои акциденции -- и по ним могут тлеть. Потому и предпочитают хранить один лишь хлеб: если в дарохранительнице много вина, полагаю, дары могут испортиться, а уж если их положить в полиэтилен и закрыть, то точно не сохранятся.
Впрочем, меня интересовало не это, а будет ли у него паламизм проявляться относительно Евхаристии. Так вот, естественно, он избегает говорить тут об энергиях и сущности (хотя упоминает о преложении под действием Духа), но раза три говорит о причащении "божеству". В понимании паламитов "божество" есть именно энергия, так что, по сути, Коккин тут ни в чем не отступает от паламизма.
Эту заметку -- равно как и краткий тезис в соч. Иоанна Кантакузина -- надо присовокупить к моей статье в БТ о паламитской "евхаристологии".
Tags: Евхаристия, паламизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments