danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Простой вопрос патролога к "синергийному антропологу"

+В трактовке проблемы энергии Владимир Вениаминович, гораздо более моего укоренённый в античной философии, оказался более на позициях античного учения об энергии, а также позднейшей европейской мысли, которая трактовки Божественных энергий у Паламы не принимает, считая, что эта трактовка должна быть существенно скорректирована, если не просто отвергнута. У него сложилась своя оригинальная версия этой критической рецепции православного энергетизма — версия, целиком держащаяся изначальной Аристотелевой трактовки энергии и не приемлющая ключевого пункта учения Паламы (и догмата 1351 г.) о возможности соединения человека с Богом лишь исключительно по энергии, но не по сущности. Я же, напротив, счёл вполне убедительными и учение, которое я нашёл в «Триадах» святителя Григория, и трактовку этого учения у русских эмигрантских богословов, прежде всего, протоиерея Иоанна Мейендорфа в его классической монографии о Паламе. То есть я присоединился к этой православной линии, а Владимир Вениаминович обнаружил с нею расхождение, очень упрощённо говоря.+ (http://www.pravmir.ru/beseda-o-sinergijnoj-antropologii/)
Итак, вот она, "православная линия" "парижских богословов" и их последышей! См. по этому поводу мою отповедь:
+По мнению С. Хоружего, «именно в деэссенциализации» заключено отличие «неоплатонической философии энергии и православного энергетизма». Иными словами, С. Хоружий по сути дела проецирует крайние выводы из учения о различении сущности и энергии в Боге («отрывающие» Божественную энергию от Божественной сущности) на человека, в свою очередь отсекая обоживаемую человеческую энергию от «падшей» человеческой сущности и видя обожение в сочетании одних лишь Божественной и человеческой энергий, лишенных своих сущностей. «Энергийный подход» заводит здесь автора слишком далеко, ибо лишает всякого смысла домостроительство спасения человека Богом: Воплощение, искупительный подвиг Спасителя, церковные таинства - т. е. все то, что восставляет падшую человеческую природу и ведет к преображению и спасению всего человека.+ (http://www.bogoslov.ru/text/443857.html)
А что же сам автор? Он декларирует прямой переход от богословия к аскетике:
+Но мои разработки не были простым продолжением этой линии: именно оттого, что мне казалось необходимым обращение к самому опыту, скорей нежели ведение систематических богословских исследований. А что значит обращение к самому опыту, если это аскетический опыт? Это уже смещение взгляда в сторону антропологии. Область, в которой шли мои разработки, хотя и примыкала к разработкам эмигрантских богословов, но должна быть обозначена уже иначе. Их область — православное богословие, тогда как я обратился скорее к православной антропологии. Так прочерчивалась линия от философов Серебряного века к богословам эмиграции, а от них — к исихазму и антропологии исихазма, где уже должны были начинаться самостоятельные разработки. Вот логика развития, и она мне кажется совершенно естественной.+
Раз так, я задам нашему "православному антропологу-исихасту" самый простой вопрос (скромно обойденный молчанием в официальных биографиях в Инете)  о его "совершенно естественных" "самостоятельных разработках":
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, А СКОЛЬКО У ВАС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЖЕН БЫЛО? И КАК ИХ КОЛИЧЕСТВО СОГЛАСУЕТСЯ C ПРАВОСЛАВНОЙ -- НЕ ГОВОРЮ АСКЕТИКОЙ, НО -- ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КАНОНИКОЙ?

P. S. Вопрос отнюдь не праздный. В 1978 Хоружий пишет "Диптих безмолвия" как первый результат "изучения исихазма", а в 1981 г. заново переводит "Улисса" Джойса, где выражения типа "гавкающей пиз..ы" чуть ли не на каждом шагу, тщательно "комментирует" эти "образы" (см. http://www.james-joyce.ru/ulysses/ulysses-text.htm, по поиску) и занимается этой порнографией вплоть до середины 2000-х гг. (пишет все новые комментарии к "Улиссу", см. о них http://www.james-joyce.ru/articles/bavilskiy-voronka-ulissa.htm, переводит другие работы Джойса). Это вообще-то диагноз, называющийся шизофренией -- раздвоение личности. (Кстати, у многих еретиков достигшие высших степеней бесстрастия считали для себя безопасным самый безудержный разврат: он не мог уже повредить "чистым". Это так, к слову.) А меня в МГУ заставили на зачем-то введенном курсе по совр. зап. лит-ре (хотя срвек у нас не было!!!) читать эту гадость -- благодаря тому, что рус. пер. уже вышел. Спасибо Вам, Сергей Сергеевич, за приобщение студентов к этой "мировой культуре"!
Tags: Хоружий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments