danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Русь святая, храни веру арианскую?

В "Повести временных лет" (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869) читаем крещальное наставление (фактически -- символ веры) князю Владимиру: "Сынъ подобосущенъ и безначаленъ <...>, рожениемь точию разнествуя Отцю и Духу. Духъ есть пресвятый, Отцю и Сыну подобосущенъ и присносущенъ".
Замечены и обсуждены эти выражения, напр., здесь: http://illusoryshadow.livejournal.com/13456.html
Интересно, в критических изданиях ПВЛ есть ли разночтения? Уж хотя бы постфактум должны же были исправить! Но в любом случае, я очень удивился: если это перевод с греч. (в чем я не очень уверен), то я был более высокого мнения о дррус переводческой технике. Судя по этим работам: http://statehistory.ru/1392/Arianskaya-versiya-kreshcheniya-Rusi/ и http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/elis_2hrist.php -- в XX в. уже не все историки считали это ошибкой переписчика или неверным переводом (как полагал, судя по сноске 256 на сайте Пушк. дома, Лихачев. Комментарии. С. 340). Что скажут компетентные русисты по этому поводу?

P. S. Литература вопроса здесь: http://old-rus.livejournal.com/436956.html и http://www.vashakniga.org/info/1079-letopisnyj-simvol-very-i-bogomilskaya-eres.html
Tags: богословие Древней Руси
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments