danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Рыбко против Кураева

Известный проповедник рок-христианства решил дать отповедь протод. Андрею Кураеву за неправильное понимание монашества: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=91657
Не буду говорить о том, что Игнатий Брянчанинов -- фигура весьма сомнительная не только с богословской точки зрения (см., напр., у Флоровского; в целом же борьба святителя с католичеством не является ли попыткой избавиться от влияния последнего?), но и с аскетической: высокородное происхождение святителя никак не могло смириться с монашеским плебейством.
Главное же в том, что сам игумен Сергий (Рыбко) -- "человек неученый, не богослов", не имеющий "ни одного высшего светского образования". И вот такой неуч берет на себя руководство молодыми душами неопытных девушек, устраивает подобие монастыря, что ведет к плачевным последствиям (напр., несколько девушек сгорело заживо). Эти же девушки под руководством новоявленного пастыря "переиздают" святых отцов, правя их по своему скудному разумению -- напр., прп. Феодора Студита, и даже опускают кое-что из творений преподобного, чтобы дать место опусу своего духовника Рыбко (об этом я написал в указателе к "Догматике" прп. Иустина Поповича).
Приведенные здесь примеры -- из давней поры. Я тогда интересовался игуменом Сергием в основном по книгоиздательской части, хотя и был разочек в церкви на Лазаревском кладбище и беседовал с его "чадами". Изданные (переизданные) им книги -- верх безвкусицы как интеллектуальной, так и полиграфической.
И вот игумен Сергий берется за апологию монашества. Мол, неправ Кураев. Ан нет, не соглашусь! Конечно, Кураев тоже, по большому счету, не весть какое светило богословия. Но все же он чего-то нахватался. И знает, что борьба монашества с официальными институтами Церкви проходила красной нитью во всей византийской истории. Главными победами монашества были позднее иконоборчество (прп. Феодор Студит) и паламитские споры. Монашество всегда было трудноуправляемой массой (чего стоили одни "бродячие монахи"!), склонной к оппозиции и ересям, малообразованной, и насколько падение Византии связано с триумфом монашества в церковной политике -- вопрос открытый.
В своем ЖЖ Кураев пророчествует наподобие валаамовой ослицы, когда говорит: "Ты будешь живым трупом, у тебя не будет никаких человеческих прав, политических тем паче, у тебя никогда не будет своей квартиры, ты никогда не будешь выбирать, что ты будешь кушать, я буду об тебя вытирать ноги, и ты не будешь иметь право пикнуть и сказать, что ты не согласен. В любую минуту я могу выгнать тебя на улицу, ничего не дав и не поблагодарив". Да, такого понимания монашества теперь не сыщешь. Но не перенеслось ли оно отчасти на отношение пастыря к овцам? Унижение человеческого достоинства, подчинение диктату (старца, духовника...), культ личности и слепого "послушания", кое паче поста и молитвы: не перешли ли отношения духовный отец/послушник в иную, мирскую, плоскость? И разве игумен Сергий (Рыбко) вправе отрицать это?!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments