danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:
  • Mood:

Еще одна книга о Паламе и Экхарте

В книжные магазины Москвы поступила книга:
Реутин М. Ю. «Христианский неоплатонизм» XIV века. Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. М.: Издательство РГГУ, 2011. 250 с. ISBN 978-5-7281-1262-4

Книга завершает собой серию изданий М. Ю. Реутина о Майстере Экхарте, анонсировавшихся ранее в моем ЖЖ, в которую вошли:
Майстер Экхарт. Речи наставления. Книга Божественного утешения. О человеке высокого рода. Об отрешенности. Проповеди / Изд. подготовил М.Ю. Реутин. М.: Наука, 2010. (Литературные памятники). 438 с.
Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта. Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья. М.: Издательство РГГУ, 2011. 468 с.

В книге впервые проводится детальное сопоставление богословских доктрин двух великих современников: рейнского мистика Иоанна Экхарта из Хоххайма (ок. 1260–1328) и афонского исихаста свт. Григория Паламы (ок. 1296–1357). Сопоставление проводится по целому ряду ключевых позиций, к которым относятся: учения о Боге и божественных энергиях/эманациях, об экстазе и языке (в том числе об имени Божием), а также методология богопознания. В книге, написанной в ходе и по итогам длительной дискуссии, развернувшейся в 2009 г. на официальном сайте РПЦ (портале Богослов.ру), разрабатывается проект, некогда задуманный русским богословом В. Н. Лосским, однако не реализованный им из-за преждевременной кончины. В приложении публикуется полный русский перевод стенографических записей пяти диспутов, проведенных Экхартом в Парижском университете в 1302–1313 гг. Переводу предпослано введение, знакомящее с историей создания экхартовских текстов, с развиваемой в этих текстах теорией знака (субсистенции), которая представляет собой квинтэссенцию и «логический каркас» мистики Экхарта. В порядке актуализации экхатовской доктрины в введении к переводам осуществлена попытка построения герменевтики на основании неоплатонической теории символа.
Книга адресована студентам гуманитарных специальностей, в первую очередь философам, филологам и историкам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

«Христианский неоплатонизм» XIV века. Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы

Часть I
1. Вводные замечания
a) Освещение вопроса в науке
b) Постановка проблемы
c) Методологические посылки
2. «Энергии» и «духовные совершенства»
a) Лексика и риторика
b) Недостаточные определения
c) Общий очерк: смысловая эманация

Часть II
1. Проблема имени и языка
a) «Лигвоэманационизм»
b) Три уровня слова
c) Иисусова молитва, имя Божье
d) Тетраграмма
e) Григорий Палама и имяславие
2. Теория богопознания: положительный, отрицательный методы и «путь превосходства»
a) Три методологии
b) Методология платоновского «Парменида»
c) Методология Дионисия Ареопагита
d) Методология Моше бен Маймона
e) Эманационизм и методология богопознания
3. Антропология и учение об экстазе
a) Отправные посылки
b) Критерии мистического опыта
4. Заключительные замечания
a) Источники
b) Проблемы интерпретации

Парижские диспутации Иоанна Экхарта
Предисловие к переводу
1. Вводные замечания
2. История создания
3. Знак, стихия субсистенции
a) Ранний период
b) Зрелый и поздний периоды
4. Герменевтика

Парижская диспутация I. Тождественны ли в Боге бытие и познание?
Парижская диспутация II. Является ли познание ангела, ибо оно означает деятельность, его бытием?
Парижская диспутация III. Благородней ли хвала Богу на небесах, чем любовь к Нему на земле?
Парижская диспутация IV. Заключает ли [утверждение, что] некоторое движение не имеет предела, какое-либо противоречие?
Парижская диспутация V. Сохранились ли формы элементов в теле Христовом после Его крестной смерти?

Список сокращений
Tags: Экхарт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments