danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

РПЦ и вакцины: есть ли официальная позиция?

Я нашел только следующие документы:
1) Социальная концепция, раздел 12, 7:
+Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья+ (отсюда).
Расхожей цитаты +любое использование абортивных тканей, в том числе и для производства прививок, не может быть оправдано с нравственной точки зрения+ в этом тексте нет.
Это -- единственный официальный документ, но в нем ничего не сказано напрямую о вакцинах.

2) Доклад в октябре 2020 г. председателя патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства священника Федора Лукьянова: +Этически недопустимым представляется наличие в составе препаратов для иммунопрофилактики компонентов, полученных с использованием клеточных линий, полученных из эмбриональных тканей человека. В частности, HEK 293 (Human Embryonic Kidney 293) — клеточная линия, полученная из эмбриональных почек человека+ (источник).

3) Итоговый документ конференции в Сретенской семинарии в мае 2021 г., о котором я ранее писал в ЖЖ.
+В церковном сообществе смущение вызывает то, что при создании отдельных вакцин, в том числе некоторых из вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, были использованы клеточные культуры, выращенные из эмбриональных человеческих клеток, полученных вследствие аборта, пусть даже совершенного полвека тому назад и более. Как отмечено в Основах социальной концепции, Русская Православная Церковь считает недопустимым «изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний» (XII.7). Следует заметить, что по информации разработчиков в самих вакцинах не содержатся клетки эмбрионального происхождения, а упомянутые выше клеточные культуры уже много лет используются для создания вакцин. При этом по замечанию представителей ученого мира — участников круглого стола — при тестировании на стадии разработки иных вакцин и множества других медицинских препаратов также используются подобные эмбриональные человеческие клеточные культуры. Участники круглого стола, констатировав эту ситуацию, полагают необходимым, чтобы фармацевтические компании изыскивали возможность применения технологий, исключающих использование упомянутых клеточных культур.
С учетом изложенного участники круглого стола считают, что в настоящее время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от коронавирусной инфекции COVID-19, православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура. При возможности выбора между подобной вакциной и вакциной, разработанной без использования эмбриональных человеческих клеточных культур, участники круглого стола высказываются в пользу применения последних вакцин, как этически более приемлемых.
Участники круглого стола призывают к уважительному отношению к позиции как тех людей, которые считают возможным применение для себя или своих детей вакцин, изготовленных с использованием эмбриональной человеческой клеточной культуры, так и тех, кто отказывается от такового применения.
Участники круглого стола считают необходимым продолжение дискуссии о моральных аспектах широкого использования в медицине клеточных культур, выращенных из эмбриональных человеческих клеток.+ (отсюда).

(Сотрудники Ин-та Гамалеи ранее специально разъяснили РПЦ, что в Спутнике имеется линия НЕК 293.)

Сравнивая эти документы, можно заметить 1) эволюцию от безусловного осуждения абортивных продуктов, даже если они приносят пользу для здоровья, в сторону оправдания "вакцин" с использованием клонов абортированного эмбриона, 2) нежелание высказаться окончательно, 3) пожелание использовать вакцины, созданные без подобных линий (однако, как мы знаем, КовиВак -- сам по себе тоже сомнительный продукт -- постоянно заканчивается и практически недоступен тем, кто желает "привиться").
Вместо того, чтобы созвать Собор (очередной архиерейский Собор опять перенесен) и определиться с официальной позицией Церкви по столь волнующему и сверхактуальному для верующих вопросу, РПЦ преступно медлит, находясь между Сциллой своих собственных "чад" и Харибдой государства. Оправдания "вакцин" типа Спутника тем, что грех был совершен 50 лет назад; что эти же линии используются при производстве или тестировании ряда продуктов и лекарств -- на мой взгляд, не являются убедительными. Вместо этого "говорящие головы" Алфеева, Шевкунова или Легойды убеждают верующих "прививаться" (по умолчанию -- Спутником).

Следует также отметить, что у сделавших в середине прошлого века аборты не испрашивалось согласие на использование клеток эмбрионов. Достоверно неизвестно также состояние здоровья этих женщин в момент аборта (напр., у одной были психические отклонения, у другой позже диагностировали рак).

Я не знаю, высказывались ли иные православные Церкви о "вакцинации". Имеются сведения про Элладскую церковь: +Священный синод Элладской православной церкви изучил вопросы вакцинации и постановил, что для производства используемых в Греции вакцин против COVID-19 не требуется эмбриональных клеток, поэтому препятствий для их использования не имеется. «Священный синод повторяет, что выбор вакцинации – это не богословский или церковный вопрос. Это в основном медицинско-научный вопрос, а также свободный выбор каждого человека в общении со своим врачом. Вакцинация не является отклонением от правильной веры и жизни»+ (отсюда). Насколько мне известно, Греция не производит своих вакцин, поэтому утверждение об отсутствии эмбриональных клеток является ложью (их наличие в основных западных "прививках" широко известно). Кроме того, использование мРНК-вакцин -- новых препаратов генной терапии с неясным составом, воздействием на человеческий организм и последствиями -- несомненно является и богословским вопросом, а не только медицинским.
Насколько я припоминаю, в Америке для отвода по религиозным причинам следует представить официальный документ, в котором Церковь признает вакцинацию греховной: этого не сделала ни одна религия. В РФ иудеи признали "вакцины" кошерными, да в нашей стране и нет отводов по религиозным соображениям.
Молчание РПЦ МП по самым насущным проблемам "вакцинации" и кодов заставляет предполагать, что в итоге она не будет возражать политике, проводимой государством, либо будет намеренно тянуть с официальными решениями (как в Эрэфии все дали на откуп губернаторам без федерального урегулирования, хотя негласное руководство очевидно). Однако в Церкви такое разномыслие и разнодействие крайне губительно, особенно при жесточайшей вертикали власти, выстроенной ПК. Следовательно, раскол на ваксов и антиваксов и скорый крах РПЦ МП неизбежны.
Tags: вакцины и церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments