danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

О "ковидном богословии"

Мне прислали ссылку на спец. номер журнала, посвященной этой проблематике: https://religion.ranepa.ru/home/archive/2021/419206/
Из всех статей данной темы касается, пожалуй, лишь статья Говоруна. Фиксируя прекрасно известные и ранее проблемы, статья является очень слабой, в основном по двум причинам:
1) автор заранее отказывается от рассмотрения всей проблемы в совокупности, наклеивая на ковиддиссидентов ярлык сторонников теории "мирового заговора". Между тем, политический, экономич. и прочие аспекты "ковидобесия" заставляют рассматривать происходящее как намеренный намек на Апокалипсис. Однако от столь либерального и ангажированного автора, как Говорун, ожидать иного подхода невозможно. Таким образом, апокалиптический момент вычеркивается Говоруном из богословского аспекта событий;
2) автор ничего не говорит об отсутствии (или присутствии) в православном богословии рецепции катол. богословия о сущности и акциденции в Дарах. Тем самым он ошибочно и даже еретически пишет: +Евхаристические дары не являются магическим веществом, уничтожающим инфекцию. Дары подвержены тем же законам физического мира, что и остальная материя. Думать иначе — это принимать докетическую позицию, которая рассматривает человеческое естество Христа как исключенное из рамок и законов материального мира+ (с. 63). Если Дары подвержены тем же законам физ. мира, что и прочая материя, тогда это не Единое Тело Христово, находящееся одновременно во многих точках.
По моему мнению, уже высказывавшемуся ранее, без рецепции учения о пресуществлении православное богословие неизбежно будет оказываться в том или ином тупике. Разведение понятий поможет уяснить, что бактерии и вирусы имеют дело лишь с акциденциями, поэтому в принципе возможно тление Даров, перенос ими (а не только чашами, лжицами) вирусов и т. д. Это не относится к сущности Тела Христова.
Такая постановка вопроса позволила бы перенести акцент на другие моменты -- а именно, на объективную степень опасности вируса и адекватности соотв. мер (например, облатки у католиков во время чумных эпидемий), на степень веры человека и т.п.
Но я не думаю, что РПЦ МП желает и в состоянии создать какое-то "ковидное богословие" как в силу общего невежества и отсутствия реального богословия, так и из-за нежелания просвещения масс. Поэтому неизбежен рано или поздно раскол в РПЦ МП, когда основная масса верующих будет отказываться от масок, прививок и (в итоге) куар-кодов, а высшая иерархия (в основной части) будет продолжать идти на поводу у властей и постепенно вводить все новые ограничения (по требованию правительства после новых штаммов или вирусов). Общее богословское невежество и нравственное падение иерархии идут рука об руку, влияя друг на друга.
Tags: ковидное богословие
Subscribe

  • "Троица" Рублева -- наше все?

    Успенский давно писал, что "новозаветная" Троица (где Бог Отец изображен в виде Саваофа, а Св. Дух -- в виде голубя) неканонична с точки…

  • Палама и биофотоны

    В сравнительно новом журнале ОЦАД по теологии издана статья И. Н. Луковцева, сотрудника Кинешемского художественно-исторического музея:…

  • О новой книге Расселла

    Norman Russell, Gregory Palamas and the Making of Palamism in the Modern Age. Oxford, 2019. Очень странное впечатление произвела эта книга. С одной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments