danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Бог хороший или плохой ("красивый" или "слабый/темный")?

Примерно такая теологическая дискуссия состоялась недавно между А. Шишковым и А. Гагинским. ("Ковидного богословия" мы так и не дождались.)
Видеозапись: https://www.youtube.com/watch?v=IabS6OtlRLk
Комментарии в соцсетях (помимо подвала под записью): ссылки тут или тут, еще здесь.
Посыл понятен: бедное человечество так исстрадалось в 20 веке, а наука ушла так далеко вперед, что старое богословие, его катехизисы и догматики объявлены устаревшими и схоластичными, не имеющими отношения к реальной жизни. Вместо начетнического и археологического consensus patrum предлагается сбросить авторитеты с их пыльных пьедесталов и начать творить новую теологию -- каждый ученый от ветра головы своея. При этом сколько времени освобождается у таких теологов -- не надо многие годы учить древние языки и кропотливо изучать первоисточники и текстологию, читать многотомные догматики и вообще заниматься подобной дребеденью, никому не нужной и неинтересной (неактуальной), достаточно овладеть английским и прочитать какое-то количество работ современных модных западных богословов, а затем кропать все новые и новые книги по богословию гендера, феминизма, ЛГБТ, экологии и любых проблем современности. При этом создаются, конечно же, фонды и центры ("Теоэстетики" или "Перспективных теологических исследований"), потому как же без грантов жить в современном мире?
Что же нам предлагают в качестве замены? Примерно то, что видно в дискуссии. Сил смотреть ее у меня нет, я бы предпочел небольшие письменные тезисы, кратко и емко излагающие позиции сторон (попрошу сообщить мне, если таковые появятся). Но, похоже, прав "батюшка Лютер", когда пишет:
+4. Прекрасно, что дискутировали два мирянина. Это, с одной стороны, сделало очевидным, что теология не оккупирована официальной церковью, с другой, что у мирян в богословских вопросах больше свободы, чем у клириков. Что ж, активные богословы-миряне призваны влить новое вино в ветхие мехи.
5. Русское богословие (вне официальной церковной структуры) «живо и действенно», оно развивается, при этом опираясь на достижения западной теологической мысли, так как находится с ней на одном поле, продолжая ее или полемизируя с ней.+
Все верно: опора идет не на творческое освоение и осмысление церковного наследия (а задача эта очень непроста, требует слишком больших усилий поколений ученых), а на "достижения западной теологической мысли". Пропасть между древностью и современностью, а моста не видно (и, главное, даже желание такового моста отсутствует). Но хоть что-то живое в РПЦ МП, пусть и на уровне мирян -- чего же нам еще желать?
Tags: современная теология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments