danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Category:

Деконструкция православного богослужения

Навеяно вот этой записью Кураева и конкретно "оперной партией" гомика Питирима.
Мне вспомнился роман Л. Н. Толстого "Воскресение", читанный мной (как и почти вся русская класс. лит-ра) в детстве. На меня -- тогда совершенно невоцерковленного -- сильно подействовало описание литургии: http://www.ateism.ru/articles/tolstoy03.htm
Вот попытка современного анализа этого фрагмента: https://roman-altuchov.livejournal.com/79042.html
Однако автор записи в ЖЖ совершенно не учитывает при подчеркивании значимости пасхальной заутрени в романе Толстого, что именно невинный пасхальный поцелуй стал прологом трагедии (если я верно помню роман -- не перечитывал более 40 лет).
Думаю, что с точки зрения современного "захожанина" византийское действо смотрится еще более "странно" (типа: "мужики в юбках" целуют друг друга). Об этом периодически пишут православные блогеры (вроде Кассии Сениной).
Любопытно, что богослужение заканчивается акафистом Иисусу Сладчайшему -- акафистом, жанром самым "народным". Однако и сей жанр в романе Толстого подвергся деконструкции.

Проблема в том, что византийское богослужение, соединившее в себе множество культурных традиций: иудаизм, эллинизм, византинизм (причем как в светском "гражданском" варианте, так и в "талмудическом", уставно-начетническом), -- является мумифицированным трупом, относительно понятным только после серьезного изучения бэкграунда. Как донести через эту мумию живого Христа (да и где Он, обещавший скорую парусию?) -- не знает никто.
Tags: великопостное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments