danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

Categories:

Как вести себя Церкви в период пандемии?

Из интервью Лурье (РПАЦ):
+Вы пообещали рано или поздно высказать свое видение проблемы "Передается ли вирус через Причастие". Не через лжицу, чашу, плат и т.п., а собственно через Тело и Кровь Христовы. Готовы ли Вы сейчас ответить на этот вопрос?

ОТВЕТ: ...И тут мы находим, что в “Пидалионе” святой Никодим Святогорец рекомендует практику, которую, разумеется, не он выдумал: во время эпидемии надо лжицу стерилизовать после каждого причастника.


Ну, тут, конечно, можно сказать, что нельзя различить, идет ли речь об опасности заразиться через лжицу или через причастие, но я думаю, что в действительности это нельзя разделить. Стерилизовать, конечно, рекомендовалось теми способами, которые были доступны в XVIII веке и в Средние века - тогда крепкий уксус использовался. Хотя лучше было бы спиртом более 70%-ной концентрации. Но такой спирт во времена Никодима Святогорца был почти никому недоступен, а в более средневековые времена его вообще не умели делать. Поэтому, хотя средства стерилизации вообще тогда были хуже, но общий принцип открыт был еще в античности, и в Церкви он использовался и применялся.

У нас нет такой веры - и ни у каких святых отцов этого не сказано, - что Святые Дары обладают каким-то антисептическим действием. Ну вот покажите по святым отцам, что они воспринимали Святые Дары как антисептик! Тогда будет разговор какой-то. Потому что у них есть противоположное: они не антисептик - так как, если есть септическая опасность, то есть опасность заражения, надо предпринимать отдельные меры. И это то, что точно бы одобрили святые отцы.

Также на практике никто в Церкви не возражал, если в случае какого-то мора храмы просто закрывали приказом правительства (в России, по крайней мере, в XIX веке это сплошь и рядом делалось). Я не хочу сказать, что это какое-то доказательство, потому что правительство в Российской Империи делало много и неправильных всяких вещей по отношению к Церкви; но то, что одобрил Никодим Святогорец, явно говорит о двух вещах. Во-первых, если он сам это одобрил, то, скорее всего, это святоотеческое мнение. Во-вторых, в данном случае, если он это одобрил, то он это одобрил вслед за традицией других святых, которые это одобряли, и поэтому здесь Никодим Святогорец действует не как один человек, а как представитель именно традиции.


Конечно, можно делать нечто подобное тому, что сказал один персонаж в Евангелии: а что Ты не прыгнешь с храма Иерусалимского? Ведь сказано же в Писании, что “на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою” - что, цитата, может, была у него неправильная? Цитата у него правильная была. Но дальше там был ответ, который ревнители православного благочестия должны помнить сами.+
Итак, суть ответа Лурье сводится к следующим пунктам, совпадающим с позицией официальной РПЦ МП:
1) Святые Дары (не только лжица и чаша) могут быть заразны, "они не антисептик". О моей позиции, что без различения сущности и акциденций православная евхаристология в тупике, я уже писал ранее в ЖЖ, повторять не буду. Однако цитаты из святых отцов, что через Дары нельзя заразиться чумой и проч., было бы интересно собрать вместе (как и противоположные, в т.ч. у католических отцов).
2) Лжицу надо обеззараживать. Хорошо бы цитату из "Пидалиона" и весь ее контекст.
3) Храмы надо закрывать. Хорошо бы все случаи в Росс. империи - сколько храмов и когда закрывали.
По пп. 2 и 3 были публикации в инете, но я их не заархивировал. Может, сбросите сюда ссылки, кто какие знает? И где в "Пидалионе" в совр. рус. переводе (том, стр., лучше сразу перевод) сестер екат. мон. это место?
А как насчет "масок" в храме и "соц. дистанции"? Тут Лурье тоже сослался бы на прецеденты?

Но первичная ложь Лурье в нынешнем контексте - это то, что пландемия не является на самом деле эпидемией. Я много раз писал, что до рубежа зараженности населения в 6% - как до Луны, не говоря про лживость ПЦР-тестов и махинации со статистикой, приписками, денежными поощрениями и проч.; что ВОЗ фальсицифировала понятие "пандемии" (его нет официально в ВОЗ); что смертность от ковида даже со всеми махинациями не превышает сезонную смертность от гриппа и много меньше иных болезней. А если нет "эпидемии" и "мора", о которых пишет Лурье, то нет проблемы и не должно быть экстренных мер.
Позиция Лурье вполне удовлетворит Беглова, стремящегося закрыть храмы СПб на Рождество. РПЦ МП пока еще не сказала последнего слова.

Некоторые блогеры писали, что "богословие ковида" - очень нужная и важная тема. Я согласен - только вот не вижу, чтобы дело пошло дальше слов и обещаний.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments