danuvius (danuvius) wrote,
danuvius
danuvius

"Святые еретики"

+Евагрия осудили как еретика, а его сочинения приписали разным святым и веками пользовались, как свидетельствами молитвенной и мистической практики православных святых. Евагрий под разными святыми масками - любимый автор Паламы. Вместе с Дионисием Ареопагитом, Макарием Египетским и Максимом Исповедником. При этом Ареопагит это Петр Ивир, монофизит и неоплатоник (и не будь иже во святых отца нашего Прокла Диадоха, не было бы у нас никакого Корпуса Ареопагитик). А Макарий это Симеон Месопотамский, личность фактически неизвестная, но писания его очень любили мессалиане (хотя сам он, по-видимому, таковым не был, шествуя "царским путем"). Только Максим и остается из чисто православных, и то последующие православные его не жаловали, к 10-11 вв. чуть вообще не позабыли+ (отсюда).
+Упустили две ключевые для аскетики фигуры, которые никто не анафемствовал, но напротив они во святых у всех деноминаций и переведены практически на все языки. Прп. Исаию Отшельника (учителя Петра Ивира), жития которого существуют только у монофизитов и несториан. И несторианина прп. Исаака Сирина, которого цитируют все исихасты+ (там же, в комментах).
Еще следует к списку добавить Симеона НБ, которого чудом не осудили. Однако в его творения густо добавили сочинения осужденного за ересь Константина Хрисомала.
Ну и еще с псевдоэпиграфами не очень удалось разобраться при помощи одного лишь Духа Святого. Например, перепутали Аполлинария с Афанасием, а Кирилл и Соборы силились как-то выкрутиться. Так что потом (последние Вселенские соборы, Ферраро-Флорентийский) пришлось к филологии все же обращаться.
Итак, по самому минимуму: Ориген (его аллегория вошла в плоть и кровь виз. экзегезы несмотря на осуждение богословия), Евагрий (учение о молитве), Макарий/Симеон (связан с мессалианскими кругами) (все трое осуждены Вселенскими Соборами), Пс.-Дионисий Ареопагит (неоплатоник), монофизит Исаия Газский (ему, возможно, принадлежит одна из редакций Аскетикона, см. ПЭ 27, 150), Исаак Сирин (явный несторианин, что особенно видно из еще неизданных 4 и 5 томов), Иоанн Дальятский (был осужден Церковью Востока за мессалианство, некоторые его сочинения попали в греч. корпус Исаака Сирина), Константин Хрисомал под маской Симеона НБ.
Такая вот "эксклюзивность" на истину у Православия!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments